Вчера российский стартап Rate&Goods выпустил масштабное обновление одноимённой платформы, превратив её из простого приложения – сканера штрих-кодов на базе смартфона – в новую социальную сеть с возможностью оперативного получения рекомендаций о товарах и обмена личным потребительским опытом. Пока мы тестировали новую версию, своей историей успеха с редакцией «Компьютерры» поделился генеральный директор ООО «Рейтенгудс» Александр Тюриков.
– Александр, когда появилась ваша компания?
– Официально датой нашего основания мы считаем 8 апреля 2013 года, но идея сервиса Rate&Goods возникла еще в начале 2012 года.
– Как вы пришли к созданию Rate&Goods?
– Один из участников предположил, что если найти сервис, который поможет покупателю с выбором прямо в магазине, то поддержать такой продукт будет перспективно. Главное, чтобы этот сервис содержал максимум товаров, давал ценные советы и при этом был абсолютно объективным.
– Подобные сервисы уже существовали тогда?
– Да. На тот момент подобная услуга не была ноу-хау, но разработчики решили, что уникальность нам придаст не новое техническое решение, а сам подход к созданию базы товаров.
– Александр, пока вы создали клиенты для ОС Android и iOS. Планируется ли сделать аналогичный функционал через веб-интерфейс, чтобы не быть привязанным к мобильной платформе?
– Да, веб-интерфейс будет, причем уже в апреле мы начнем его тестировать.
– База товаров – ключевой компонент таких сервисов. Кто помог вам в её наполнении?
– В середине 2013 года были проведены переговоры с российским представительством компании GS1. Именно она ответственна за выдачу штрих-кодов во всем мире. Для разработчиков доступ к базе GS1 означал возможность рассказать пользователям практически о всех товарах, существующих в мире.
– Чем проект заинтересовал GS1?
– Для международной компании идея была интересна тем, что помогала бороться с подделкой штрих-кодов. Пользователи, которые сканируют товар и не находят его в базе, сразу понимают, что штрих-код поддельный, и уровень доверия к компании снижается.
– Как происходит наполнение базы, и часто ли запрашивают отсутствующие в ней товары?
– Пока только пятая часть нашей базы товаров хоть раз показывалась пользователям. То есть, до большинства товаров люди еще даже не дошли, поэтому говорить о дефиците в базе нам не приходится. Правильнее говорить про заполнение страниц товаров контентом – отзывами и оценками.
–Вы можете выделить какие-то конкретные технические и социальные факторы, обеспечившие ваш успех?
– Наверное, самый главный фактор – это перенасыщенность рынка товарами. Большой ассортимент создаёт сложность выбора. Идея сервисов, которые будут экономить время при выборе, уже давно витает в воздухе. Мы опирались на эти аспекты при создании Rate&Goods, и это оказалось верным. У нас каждый день от шести тысяч уникальных сканирований и триста тысяч пользователей в месяц.
За первый год только в России бесплатную программу Rate&Goods скачали 450 тысяч человек. Сейчас суммарное число её пользователей с гаджетами под управлением ОС Android и iOS превысило миллион человек. База данных товаров теперь насчитывает свыше пяти миллионов уникальных записей, и эти цифры будут только расти.
Подготовка ко второму релизу программы началась ещё в прошлом году. Разработчики учли массу пожеланий пользователей и сделали не рядовой апдейт с багфиксами, а по сути написали новое приложение с расширенным функционалом.
Как и у любой социальной сети, теперь в Rate@Goods есть лента событий. На ней отображаются последние действия, мнения «друзей» и рекомендации «экспертов» –пользователей с высоким рейтингом активности. Для стимуляции активности создана система наград за некоторые действия. Например, статус «первопроходец» присваивается тем, кто первым отсканирует отсутствующий в базе товар.
В новой версии можно добавлять друзей из соцсетей и делится с ними своими наблюдениями. Чтобы рассказать им о каком-то товаре достаточно отправить ссылку в Twitter, Facebook или «ВКонтакте», нажав на одну из кнопок.
Интеграция социальных функций в сервис рекомендаций позволяет не просто получать отзывы о товарах, но и прислушиваться к мнению знакомых людей. Их комментарии обладают куда большим уровнем доверия, чем отзывы анонимных пользователей на различных сайтах.
Спорный момент заключается в том, что эти люди не способны оценить качество товара на профессиональном уровне. Они выражают своё субъективное мнение, которое складывается под влиянием множества сторонних факторов. Это маркетинговые акции, подражательство, особые ассоциации с продуктом, иррациональные убеждения и другие неосознаваемые критерии оценки.
С другой стороны, с добавлением социальных функций появилась возможность оценивать отзывы других покупателей. Таким образом база сможет очистится от спама и накруток, а сервис получает шанс стать ближе к саморегулируемой системе.
Из-за экономического феномена под названием «рынок лимонов» сам факт существования некоторых продуктов противоречит здравому смыслу, но пока это не мешает им пользоваться спросом. В ходе тестирования приложения мне удалось найти такие забавные вещи, как «диетическое масло» и «гипоаллергенную воду». Посмотрим, какие рейтинги они наберут.
Приятная особенность Rate&Goods заключается в том, что в базе представлены
не только все имеющиеся на рынке товары, но и готовящаяся к выходу продукция. Таким образом сервис даёт возможность заглянуть в ближайшее будущее и узнать о новинках раньше.
Обновлённое приложение стало более самодостаточным. Теперь постоянное подключение к интернету не требуется. Если соединение прервалось, то сканер-штрих кодов продолжит работать в автономном режиме, записывая данные в программный кэш.
Система поиска товаров по номеру штрих-кода работает хорошо, а вот поиск по названиям ещё предстоит доработать. Пока система ищет только совпадения введённых слов в любом месте названия товара.
Поисковик часто приходит в замешательство, если в запросе есть более одного слова. Также он испытывает проблемы с обработкой буквы «ё» и русско-английскими терминами.
Впрочем, для второго релиза это простительные недостатки. Творения стартапов всегда похожи на детей: они ещё не так много умеют, но очень быстро развиваются. Более того, вы можете непосредственно повлиять на эволюцию сервиса, предложив жизнеспособную идею или подтвердив интерес к ней.