Завершение праздничного цикла – прекрасный повод поговорить о вещах обычных, скучных, но крайне необходимых. О том, как люди зарабатывают себе на жизнь. Причем зарабатывают в конкретных российских условиях. Насколько тут полезны знания и навыки в области ИТ?
Ну, скажем, как обстоит дело с трудоустройством парня, кончившего ИТ-специальность в провинциальном университете, и имеющего небольшой опыт работы в губернском телекоме? В середине весны 2015 его брали в столичное представительство известной китайской фирмы на оклад в сотню тысяч. Ну, по московским меркам не так уж и жирно, но по сравнению с окладами в провинции и учитывая нынешнее падение цен на аренду жилья в Первопрестольной – не так уж и плохо.
Причем интересно, что в других возможных местах работы парню предлагали любую половину от указанного оклада. Удвоение – хоть и не ВВП, а получки – состоялось в связи с тем, что работодателю из Поднебесной потребовалось знание иностранного языка. Не мандаринского, кстати, а американского диалекта, на уровне fluent English. Именно на нем получал образование глава здешнего представительства фирмы, и именно на нем идет общение между подразделениями, разбросанными по всему миру.
То есть – сколько-нибудь приличную получку может предложить на рынке труда глобальный работодатель. И сообщения прессы, кстати, подтверждают отмеченную на конкретном случае тенденцию – ««Азиатский Amazon» начал нанимать программистов в России». Сингапурская компания Lazada Group – с 2012 г. занятая электронной коммерцией во Вьетнаме, в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах – объявила о найме более сотни разработчиков для работы в ее российском офисе.
Причем стратегия найма очень забавна и поучительна. Мудрые сингапурцы отнюдь не намерены нанять тех, кто готов программировать за еду, оголодав в ходе российского кризиса. Нет, вроде бы они намерены платить вполне вменяемые оклады программистам высокой квалификации. Тем, кто в условиях кризиса не получил – грубо говоря – индексации зарплат, пропорциональной девальвации рубля. А возможность платить приличные деньги им дает то, что каждый месяц они обслуживают 55 миллионов уникальных пользователей, в странах, где доходы не зависят от биржевых цен на углеводороды.
То есть – компания, хоть и не глобальная (глобальной является расположенный в центре Мир-экономики Amazon, с которым и сравнивают Lazada Group), но работающая на региональном рынке, видит себя вполне конкурентной на российском рынке труда. Почему? Да потому, что суммарное население заметно больше полумиллиарда человек (Вьетнам – 92,5 млн, Индонезия – 253,6 млн, Малайзия – 30 млн, Сингапур 5,3 млн, Таиланд 70,5 млн, Филиппины 105,7 млн). Да, страны эти не богатые – за исключением крошечного Сингапура и, в какой-то степени, Малайзии – но это густонаселенный, молодой, интенсивно развивающийся регион с низкой стоимостью жизни (откуда и любовь к нему местных дауншифтеров) и низкими издержками производства (и климат, и связанность самым дешевым морским транспортом).Так что работа на этом рынке, видимо, дает возможность предлагать высококонкурентные зарплаты.
Ведь, скажем, почему в столице, даже среди лишенной средств производства интеллигенции, можно встретить оправдывающих приватизацию? Да потому, что они стали собственниками квартир, сдавая которые можно безбедно жить в Таиланде всей семьей… А вот в рабочих поселках сторонников приватизации не встретишь – там ликвидная стоимость квартиры меньше, чем нужно заплатить за замену гнилых батарей и труб, а сдать квартиру на условиях оплаты коммунальных услуг, считается удачей… Вот примитивнейшая иллюстрация того, что такое центр Мир-экономики, если так можно говорить в рамках одной страны.
Но Москва – центр экономики всего лишь одной страны. Страны, с населением в 146 миллионов человек и с ВВП на душу населения в номинале примерно на уровне малайзийского даже при прошлом, дорогом рубле. А еще сверхконцентрация власти и ресурсов к центру, резко вздувает трансакционные издержки (любая бумажка проходит через столицу со столичными издержками этого процесса), и, следовательно, снижает рентабельность любого бизнеса, за исключением тех, кто завязан на административный ресурс. Чтобы не быть голословными – еще раз сошлемся на прессу: «У «Яндекса» падает прибыль».
Да, даже здешний поисковик (которым не может похвастаться никто, кроме США и Поднебесной) теряет прибыль. Причем – на фоне увеличения рублевой выручки на 13%. (Пересказывать добротную статью из Cnews нет нужды – пройдите по ссылке и прочтите.) Обратим же внимание на главное – успешная и высокотехнологическая компания, хоть и сохраняет лидерство, но теряет долю на рынке («Google остался единственным поисковиком в России с растущей долей рынка»).
Причем аналогичные процессы идут и в Украине («Топ-менеджер «Яндекса»: «Google наступає, але ми з ним успішно боремося»»). А «В Україні працює українська компанія «Яндекс.Україна» з українським персоналом, яка платить податки в український бюджет і працює виключно на місцевий ринок.» Там падение объясняют тем, что «різке падіння кількості користувачів Інтернету в Донецькій і Луганській областях призвело до зниження нашої частки і в середньому по країні…», но дело, вероятно, не в этом.
Дело, видимо, в том, что Google находится в центре Мир-экономики (автор наивно надеется, что читатели прочли или прочтут Иммануила Валлерстайна, введшего и определившего этот термин), а «Яндекс» – компания региональная. Дадим слово классикам :
«Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он играет хорошо…
Блондин в третьем ряду зарделся.
— А вон тот брюнет, допустим, хуже.
Все повернулись и осмотрели также брюнета.»
Только вот какое дело. И для того, чтобы выдвинуться на первое место – и на периферии, и в центре Мир-экономики – играть надо хорошо. А вот результат для того, кому удалось «овладеть всей доской», или кто сидит в своем углу, будет разным. «И никакие лекции не изменят этого…» Иллюстрация? Да рыночная капитализация Google, $367,79 млрд против $6,245 млрд у Yandex… И разницу между глобальным и региональным не устранят никакие прыжки и ужимки. Впрочем, об этом пусть грустят владельцы компаний – наемным работникам стоит просто знать, кто способен предложить лучшие условия найма. (Та история, почему Yandex сполз с $14,59 млрд капитализации в начале 2014 года, до нынешнего уровня также в высшей степени смешна, но о ней в другой раз…)
А мы обратимся к тому, что единственно стоит читать. К официозу. Который дает квинтэссенцию процессов, протекающих в стране. «Путин: производительность труда в России в I квартале показала спад», «Президент РФ Владимир Путин отметил, что по итогам 2014 года рост производительности труда составил всего полпроцента, а по итогам первого квартала текущего года показатель вообще ушел в минус.» И это действительно так. Очень большая доля ВВП страны падала на торговлю – а в пустеющих торговых центрах ламентируют арендаторы, чья выручка сползла до цены аренды… А продавщицы их – официально не оформленные, и получающие «с реализации» – могут похвастаться зарплатой в 4,5 тыр в месяц по апрелю.
А вот сеть продовольственных дискаунтеров обороты рублевые нарастила существенно. Правда, на зарплатах это сказывается довольно слабо, хоть некоторый рост и есть… Зарплаты-то зависят от рынка труда, на который разоряющиеся лавочники выкидывают рабочую силу. А вот оборонке кадры нужны.И местные наблюдения вполне подтверждают слова президента, что «в сфере ОПК рост производительности труда превысил 20%». Есть госзаказы – есть и производительность… Только вот одна деталь… Столько, сколько парню дают в Москве китайцы, получают начальники отдела за сорок. (Впрочем, у начальника фирмы доход под сотню мегарублей…) А специалист оборонки полностью зависит от государства – не наняться ему к чужому буржую (посадят…).
В ИТ – повеселее. Но вот те, кто работает на местном рынке, неизбежно столкнуться с ограничениями его емкости. Ну а на рынке внешнем все зависит от индивидуальной квалификации. Занимающиеся оффшорным программированием отнюдь не ощутили падения доходов в долларовом выражении (хотя и овладели налоговым администрированием на уровне, который сам по себе способен обеспечить им весьма высокий доход…). Так что все будет определяться индивидуальной квалификацией и спросом на нее на мировом рынке (если, конечно, у вас нет папиного миллиарда, или пригодной к сдаче в аренду бабушкиной квартиры…).