Грезил когда-то герой «Чевенгура» Платонова о самозарождении коммунизма, о том, что «люди скопились где-нибудь в овраге, скрытом от ветра и государства, и живут, довольные своей дружбой»… И вот интересно, что в пространстве интернета такой, скрытый от государства овраг, существует в нынешней России. Порожденный, правда, не дружбой, но азартной корыстью, обуславливающей проникновение в страну разработанных не здесь – и тоже из корысти – технологий. Но тем не менее, только в этом пространстве и существует кое-какая свобода, гражданская и деловая…
Но существовать ей, похоже, недолго. Есть у нас такая полезная организация, как Общественная палата Российской Федерации. По закону она «обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации… с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации…». Обратим внимание – в целях защиты прав и свобод… Например, защищая право граждан свободно не есть запрещенный в ходе разборок Брюсселя и Кремля сыр, даже при помощи интернета… («Генпрокуратура заблокировала первые сайты, торгующие санкционной едой»)
А вот что рассказывает про деятельность оной Общественной палаты уважаемая газета «Известия» – «Закон о блогерах просят ужесточить». И кто же просит ужесточить этот самый закон – жандармы, профессиональные душители свободы? Отнюдь… «Участник проекта Общественной палаты «Перспектива», публицист и зарегистрированный блогер из Екатеринбурга Сергей Колясников подготовил пакет предложений по защите интересов России в собственном информационном поле (есть в распоряжении «Известий»), который будет направлен в комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.»
Уважаемого зарегистрированного блогера пугает то, что «огромное количество блогеров ведут сегодня антироссийскую деятельность, причем анонимно. Они предпочитают оставаться за кадром, не оставляя в Сети контактных данных.». В свете чего «он считает необходимым расширить полномочия Роскомнадзора по временной блокировке интернет-страниц и отдельных сайтов без суда — с целью “воспрепятствовать вирусному распространению антироссийской, лживой и панической информации”». «Не должна браться в расчет и тематика блогов, поскольку даже «безобидные» и далекие от политики ресурсы могут в одночасье превратиться в агитационные листовки.»
Очаровательно… И «антироссийская информация» удивительно интересна… И что это за «паническая информация»? Ведь и та, и другая, отделены от «лживой»… Хочется напомнить одну единственную вещь, Российская Федерация, как правопродолжатель СССР, страны-учредительницы ООН, признает высшим авторитетом «Всеобщую декларацию прав человека», Статья 19 которой гласит – «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.».
Вот так – «любыми средствами и независимо от государственных границ»… И в связи с этим данная инициатива выглядит очень и очень занятной. Особенно, если почитать, что «Общественная палата отмечает протестные настроения в ряде регионов России». Нет-нет, конечно же, эта информация не является ни «панической», ни «антироссийской». Уважаемый секретарь ОП Александр Бречалов предположил, что в неспокойных краях «…действуют профессиональные группы, которые подхватывают тему, упаковывают ее и запускают вот это вот настроение выйти на митинг. Профессиональные группы — некоммерческие организации, которые получают зарубежное финансирование».
Ну да, нынче и правозащитники выучили термин гибридная война, введенный лет восемь назад полковником Маргарет Бонд (HYBRID WAR: A NEW PARADIGM FOR STABILITY OPERATIONS IN FAILING STATES). Только вот какое дело –гибридная война возможна лишь в failing states. В несостоявшихся государствах – это видно из самого заголовка пентагоновской бумаги. Когда у бабулек стабильно растет покупательная способность пенсий, они заклюют немногочисленных протестующих. А когда смена работяг, получающих приличные деньги, идет с завода – надо лишь убрать с улиц ментов и выключить камеры, а у проходных забыть пару тележек с арматурой и нарезанными миллиметров по восемьсот полудюймовыми трубами – любой бузотерский митинг быстро прекратит свое существование. (Желающих ознакомиться с американским, времен Вьетнама, опытом использования строителей против студентов, отошлем к роману С.Кинга Hearts in Atlantis.)
Да, в мутной воде экономических трудностей кто-то всегда ловит политическую рыбку. Верить, что Великая Французская революция произошла в результате стихийного движения вдохновленных идеями Просвещения народных масс, может только не знающий, какую роль в событиях 12-13 июля 1789 года в Париже играли Комитет выборщиков и герцог Орлеанский, действовавшие через своих, аккуратно оплаченных агентов, и преследующие вполне корыстные цели. Только вот горючий материал накопила поразительно бездарная и коррумпированная политика Ancien Régime – «Здесь у нас голод, а там, в Версале, достаточно пищи…» напишет Карлейль – который, вместо исправления реальных недостатков, очень любил баловаться цензурой, изымая печатанные в Голландии листки…
Ну да ладно, это пока общественность… А посмотрим на такую, вполне профессиональную организацию, как Лига безопасного интернета. Которая проводит нынче VI Международный Форум безопасного интернета-2015 (очень забавно, что поисковик предупреждает , что последний сайт возможно был взломан…). Форум этот «посвящен развитию глобального информационного пространства в условиях информационного и политического противостояния».
Развитие это видится вполне однозначным. Его можно свести к чеканной формуле помощника президента РФ Игоря Щёголева, возглавляющего Попечительский совет Лиги безопасного интернета – «государства, а не компании должны управлять Интернетом». Ну, ожидать иного от организации, созданной при поддержке Минкомсвязи РФ, было бы алогично… Только вот тот интернет к которому мы привыкли, есть именно детище частной инициативы, где свобода обеспечивается разнообразием видов предпринимателей, взыскующих корысти. Лишь наличие нескольких стационарных и мобильных провайдеров обеспечило доступные тарифы. (Сравните их движение с непрерывным ростом коммунальных платежей…)
Вообще, на Форуме безопасного интернета звучали интересные признания от видных деятелей отечественной ИТ-индустрии. « Россия в настоящее время не обладает цифровым суверенитетом, констатировала Наталья Касперская – IT-устройства и технологии, используемые нами, разработаны за пределами страны и контролируются извне.» Вот так, итогом двадцати четырех лет постсоветского развития является отсутствие суверенитета в критически важной области технологий. Правда, ей же предлагаются довольно оригинальные пути решения этой проблемы.
«Суверенитет в одной отдельно взятой стране построить сложно, это дело международного сотрудничества, а вот в кооперации с Китаем может получиться: Россия в состоянии обеспечить потребность в софте, Китай же силён в «железе», производство которого «крайне сложно организовать в России». Тут огромный простор для сотрудничества, которое позволит «импортозаместить практически всё».» Ну, с тем, что ИТ-суверенитета в одной стране не добиться – спору нет. А вот сотрудничество с Китаем?..
По той схеме, которую практикуют во взаимоотношениях Apple и Foxconn… Китайцы в обеих случаях делают «железо». Получится? Ну, в каких-то нишах получится. Производит же PocketBook International S.A. и очень приличные «книжки», и вполне пригодные для рождественских подарков очень юным родственницам планшеты. А в целом? А в масштабах страны? Печально, но надежд на это возлагать не стоит… И причины этого объяснил английский экономист Джон Гобсон в книге Imperialism: A Study, вышедшей аж в 1902 году. В ней он описал, как настоящие деньги начинают приносить не промышленность и не торговля, а финансы.
То есть – выгоднее не производить и продавать реальные товары, а экспортировать капитал. Позже учение об империализме было развито В.И.Лениным в книге «Империализм как высшая стадия капитализма», которую высоко ценил советник пары сверхуспешных президентов, экономист Джон Гэлбрайт («Жизнь в наше время. Воспоминания», 1981). И вынос производства в Третий мир в рамках глобализации – именно тот процесс, начало которого отметили Гобсон и Ленин, и под который модернизировал классический капитализм Гэлбрайт.
И как же нынче идут процессы этого выноса капитала между Россией и Китаем? Не в мечтах, а в реальности? А идут они вот так – «Китайская CNCEC предложила перевести химические производства в Татарстан». То есть это в воображении трудолюбивые и неприхотливые китаянки собирают изящными пальчиками электронику, для которой высокооплачиваемые и высококвалифицированные россияне пишут программы. А в реальности капитал вывозится с берегов Янцзы на матушку Волгу. И как называется страна, в которую капитал вывозится, ну? Совсем, знаете ли, не державой Черного Властелина (на борьбе с имперскими умыслами которой кормятся местные профлибералы), а куда более обидно…