Почему Джо Шесть-банок не любит Империю гиков?

В конце восьмидесятых годов прошлого века широкие народные массы узрели рецепт решения всех проблем. Им представлялся переход на рыночную экономику. Мол, введем свободное ценообразование, и все будет хорошо… Как порешли, так и сделали, попутно, правда, наделив былой общенародной собственностью хороших и уважаемых людей. Правда общего блага в девяностые не вышло… Что народ помнит очень хорошо!

В нулевые стало несколько лучше – помогли подросшие цены на нефть. И практически все уже поняли, что жить в рыночном хозяйстве мало. Нужно иметь на этом самом глобальном базаре некий пользующийся платежеспособным спросом продукт, желательно уникальный. А поскольку всем вменяемым было ясно, что путь КНР нам не светит – дешевая рабочая сила крестьян у нас кончилась в былые индустриализации, вместе с обеспечивающим дешевизну натуральным хозяйством (об этом мы предупреждали очень давно – «Храповичковый эффект»), то неплохо б было поискать нечто другое. Например высокотехнологическое…

Попытки государственных вложений в развитие хайтека, предпринятые в былые тучные годы, нынче проходят по ведомству не высокотехнологической, а судебной журналистике, давая повод видным государственным деятелям прошлого, своевременно покинувшим просторы страны родимых осин, скорбеть о «der Kampf gegen die ikonischen Figuren der Jelzin-­Ära», перевод излишен даже для не знающих немецкого. Но это попытки, скорее, малоудачные… А что бывает там, где эти попытки приводят к успеху, да еще к такому, что служит эталоном для всего технологического мира? Там-то, поди, все хорошо, к всеобщему счастью?

Ну что же, давайте посмотрим как оно там. И для этого вернемся в прошлое мятежных колоний Северной Америки. Посмотрим на архетипы тех времен – они доходили в детских английских книжках даже сквозь советскую цензуру. Вот славный лесоруб Пол Баньян, Paul Bunyan – обобщенный образ тех крепких парней, кто расчищал былые девственные леса под поля и пастбища переселенцев. Вот Джонни Яблочное Семечко, Johnny Appleseed, шагавший по Среднему Западу, сажая фруктовые деревья…

Но это было давно, на самом закате традиционной эры. А потом, когда расцветет и отшумит эра индустриальная, в 1975 году всеведущий словарь Мерриам-Уэбстер зафиксирует нового архетипического персонажа, Joe Six-pack, Джо Шесть-банок. Это – американский работяга, blue-collar worker. Он еще не знает, что в ближайшие годы предстоит глобализация. Что рост издержек производства в странах Первого мира вынудит перенести индустрию в Юго-Восточную Азию, где много нетребовательных и работящих бывших крестьян.

Но пока Джо Шесть-банок счастлив. Отработав свои хорошо оплачиваемые часы, и будучи освобожден от традиционного мужского домашнего труда развитием индустрии услуг, он проводит досуг в собственном доме, на собственном диване, с телевизором и упаковочкой из шести банок пива. Упаковочкой, хорошо ныне знакомой и россиянам – гипермаркеты активно навязывают их покупателям со скидкой «по акциям». (Впрочем, американские журналисты с удивлением отмечают сокращение традиционной нашей потехи – Putin’s Other War? Russians’ Binge Drinking…)

720-Silicon-Valley-real-estate-The-Registry

Но вот время индустриальной эпохи истекло. На смену промышленным гигантам, определявшим лицо экономики США, пришли технологические фирмы. Местом небывалой концентрации их в девяностые-нулевые годы стала калифорнийская Кремниевая долина. И как же относятся к такой концентрации капитала и высокооплачиваемых рабочих мест – суммарная стоимость только лишь технологических компаний Северной Калифорнии превышает три терабакса – окружающие, те самые жители Кремниевой долины и окрестностей, кто не работает в хайтеке, и является достойными наследниками психотипа Джо Шесть-банок?

Ну, по заветам классического капитализма, они должны быть счастливы. Приток денег регион, обилие людей с высокими зарплатами (там оседает пятая часть выпускников бизнес-школ), которые нужно на что-то тратить, неизбежно должно было бы осыпать жизненными благами и окружающих. Как когда-то, в дни расцвета индустриальной эры, автомобильные заводы Детройта поднимали экономику всего региона…. Но вот, как рассказывает авторитетнейший деловой журнал The Economist в статье Empire of the geeks, дела обстоят отнюдь не так радужно. А точнее – совсем даже наоборот…

Ну не любит Джо Шесть-банок нынешнюю Империю гиков. И не любит не из фрейдистских комплексов, а по вполне себе материальным причина. Ну, кем нынче может работать былой blue-collar worker, тот, что раньше стоял бы у станка или конвейера? Таксистом? Так вовлекающая индивидуальные автомобили и их водителей в коллективное использование транспортных средств Uber резко снижает потребность в традиционных такси, да еще и снижает цены на их услуги…

Ну, можно пойти в доминирующую в США сферу услуг, наняться в воспетый проницательным Артуром Хейли отель. Так и тут облом… В 34000 городов и населенных пунктов семь лет как работает фирма Airbnb, помогающая гражданам превратить их дом в отель (по России тоже весьма распространен нынче сервис хостелов…), лишая тем самым работы тех, кто мог бы претендовать на вакансии швейцаров и носильщиков. А скоро ведь побегут по дорогам грузовики-роботы, лишая работы и самих дальнобойщиков, так и поваров и официанток придорожных харчевен…

А есть еще и эффекты конкуренции и глобализации. Конкуренции за ограниченный ресурс, которым, например, является жилье. С теми зарплатами, что типичны для традиционной экономики, мечтать о нем в Кремниевой долине не приходится, слишком высок спрос высокооплачиваемых гиков. А в нынешней глобальной экономике потребляются продукты, которые произведены очень и очень далеко, определяют все издержки логистики, а не физические расстояния. Так что, соседи компьютерщиков ухитряются получить все недостатки соседства с ними (высокие цены) без бонусов эксклюзивного доступа на дорогой рынок…

А есть и еще одна, очень интересная, вещь. Нынешний хайтек предпочитает все дольше и дольше пребывать в статусе частных, а не публичных компаний. Достали всех и высокоэффективные наемные менеджеры с х золотыми парашютами, и корыстолюбивые профессиональные инвесторы, с их повадками кукушат. Теперь высокотехнологическая фирма пребывает в статусе частной не четыре года, как это в среднем было в 1999 году, а целых одиннадцать лет.

Это позволяет избавиться от многх рисков, развиваться более динамично, но сосредотачивает богатство в узком кругу первоначальных основателей фирмы. Разрушая тем самым мечты «рядовых инвесторов» о «народном капитализме», над которыми издевались еще Ильф с Петровым в «Одноэтажной Америке». Учитывая, что сверхконцентрация глобальных данных у обитающих в Кремниевой долине «сетевых» фирм – таких, как Google, Facebook и Apple – из которых они извлекают ценнейшую пользовательскую информацию, еще больше закрепляет их уникальное положение.

То есть – разрыв между сверхбогатыми сверхквалифицированными и Джо Шесть-банок становится все больше и больше. Да еще одна смешная вещь – «В 2013 году 56% STEM работников Кремниевой долины со степенью бакалавра или выше были рождены за пределами США. Это самый высокий показатель среди изучаемых инновационных регионов». То есть – современной хайтек-экономике не нужны не только сами «Джо», но и их дети – кадры ввезут из Ирана, Китая, Кореи, Пакистана, России, Украины… И к тому же глобальные корпорации склонны дурачить мытарей и крысить налоги (не делай они этого, были б не гиками, а лохами….)

И на других примерах мы видим, что успехи в области ИТ не гарантируют всеобщего счастья и любви ближних. Ну, вот, например, крупнейший производитель персональных компьютеров Lenovo сокращает персонал (Lenovo to Cut Jobs as PC Market Continues to Contract), отправляя каждого двадцатого работника (все ж вполовину гуманней децимации…) на улицу. При вполне себе общем процветании – волчьих законов капитализма никто не отменял.

На этом фоне рекомендации английских журналистов внедрять новые технологии с одобрения калифорнийской общественности, выглядят примерно так, как советы кроманьонцам пользоваться луком и копьеметалкой лишь с одобрения неандертальцев. Только очень уж большая политкорректность головного мозга может создать картину, в которой хозяева империй гиков принимают во внимание мнение Джо Шесть-банок. И это надо помнить и тем, кто организует высокотехнологический бизнес, и тем, кто задумывается над социальной структурой грядущего социума.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях