Информационные технологии запредельно плотно вошли в обыденную жизнь, неразрывно переплелись с ней. Вот пускаешь приемник в самопоиск, желая послушать репортаж с места происшествия о том, как обитатели сносимых домов в пригородной нахаловке пытаются обороняться от нацгвардейцев неканонической живописью повышенной – по их мнению – духовности («Жители плехановского табора грозят правоохранителям и журналистам колдовской местью»). А приемник на всех частотах – от криминальных романсов до музыки правоохранителей – выдает горячую новость («Google может называть себя лидером рунета»).
Новость, действительно, крайне интересна. По данным компании TNS за апрель 2016 г., хотя бы раз в месяц сайтом Google – как традиционной, так и мобильной его версией – и приложениями для мобильных устройств пользуются 20,5 млн человек. У «Яндекса» аудитория немногим меньше – 20,4 млн, у Mail.ru – 19,3 млн. Правда, по оценкам ежедневной аудитории, входящей в интернет со всех типов устройств, лидером остается «Яндекс»: раз в сутки или чаще его сервисы посещают 12,3 млн пользователей. На втором месте нежно любимая россиянами социальная сеть «В контакте» (12,1 млн пользователей), а глобальный Google занимает третье место (11 млн).
Как видите, мы наблюдаем интереснейшую ситуацию – тройка лидеров рынка идет практически ноздря в ноздрю! «Яндекс» сохраняет уверенное лидерство в качестве национального поисковика – сегодня на него приходится 57,6% переходов из результатов поиска на внешние сайты, а на Google – 36% (данные Liveinternet за апрель этого года). Однако Google лидирует за счет трафика на мобильных устройствах, крайне быстрорастущей категории пользователей Сети. Google более, чем шесть миллионов пользователей посещают только с мобильных устройств – это почти 60% ежедневной аудитории сервиса.
Ну а у «Яндекса» аудитория совсем иная, это почтенные домоседы; мобильных посетителей вдвое меньше, но более семи миллионов пользователей заходят на сайты компании только с настольных компьютеров и ноутбуков. Знание такого расклада крайне важно для рекламных отделов, норовишь ли ты продать нечто вечно спешащей молодежи, или же видишь свою целевую аудиторию в солидных семьянинах… Но не надо забывать, что уважаемые дамы сверхэлегантного возраста, съезжая на дачу, оставляют до осени любимый ноутбук на кофейном столике, загружая в сумку лишь планшет с клавиатурой.
По словам газеты «часть мобильной аудитории Google получает за счет случайных и нерегулярных запросов пользователей Android-фонов, полагают сотрудники двух медиакомпаний: человек пишет запрос в виджет на главном экране смартфона, не осознавая, чей это сервис. Потому-то, обгоняя ближайших конкурентов по ежемесячному охвату, Google отстает от них по ежедневной аудитории, полагают собеседники «Ведомостей».» То есть – есть операционная система Android, есть и мобильная аудитория.
А вот у Германа Клименко, советник президента России по интернету, взгляд на проблему, изложенный в интервью Би-би-си несколько иной.
То есть, получается, что российскую аудиторию Google привлекает анонимность? Привлекает то, что «Google не сотрудничает с правоохранительными органами, не выдает данных и становится привлекательной для достаточно большой прослойки людей, которые за собой тянут других людей». Ну, в какой-то мере это именно так. Знаете, вполне благонамеренные люди тут нервно вздрагивали, прослышав про сайт, с которого по номеру можно пробить номер любой машины… А над оппозиционерами, у которых утекли их оппозиционерские тайны, все просто смеялись. (Над людьми, не читавшими в бумажной «Компьютерре», что такое СОРМ, нужно смеяться!)
Так что анонимность – она никогда не лишняя (некоторые жены умеют делать удивительные выводы на основе сохраненного в кэше посещения сайта цветочного магазина…). Но особого значения ей придавать не стоит. По пятницам вечером – в дачный сезон к концу дня – весь город дружно выстраивается в затылочек у касс того супермаркета, где есть подлинный белорусский Parmigiano Reggiano vecchio и белорусский же копченый угорь. А гипермаркет это славен двумя вещами – широким ассортиментом и адекватными ценами.
Вот то, что во все времена было нужно потребителю – ассортимент товара пошире и цены на него пониже. (Нет, конечно, есть еще «понты», но и они в конечном счете нормируются по ортам ассортимента и цен…) Ну а что нужно производителю? Производителю нужен рынок – побольше и поденежней. Причем не имеет значения, каков уровень развития производительных сил, каковы в обществе производственные отношения. Рынок нужно захватить любой ценой.
Именно ради рынка римские легионеры взбегали по «воронам» на палубы карфагенских пентер при Милах. Именно ради рынка сходились у Лепанто галеры Османской империи и Священной лиги. За возможность контроля морской торговли громили друг друга парусники у Трафальгара. Германцы и французы век назад весело отнимали друг у друга форт Дуомон именно для обеспечения своих индустрий рынками сбыта. И логично предположить, что и сегодня тот, кто шире на глобальном рынке, получит преимущества на рынках национальных.
Преимущества по очень простой причине. Из-за возможности разложить стоимость разработки и сопровождения продуктов и сервисов на максимально возможное на планете количество потребителей глобального рынка. Ну а локализовывать продукты всегда будет дешевле, нежели их разрабатывать. Вот и все! Люди – в большинстве своем – пойдут не туда, где можно спрятаться от правоохранителей (большинство сограждан ничего противозаконного не замышляет, кстати), а туда где шире ассортимент товаров и услуг по меньшим ценам (цена всегда есть – даже если ее и не видно).
А преимущество это может быть только у тех, кто работает на глобальном рынке. Понятно, что это не нравится ни национальным бизнесам, ни национальным властям – Police raid Google’s Paris office as part of tax investigation. Да-да – «маски-шоу» в парижском офисе Google, полицейские традиции Фуше и Видока на родине Революции и Гильотины чтят и бережно хранят. Но все это тщетно – из-за колоссальной сложности современных технологий успешны будут только те бизнесы, которые нацелены на глобальный рынок. А отсидеться за уютными протекционистскими барьерами не удастся никому, как на войне обречен тот, кто пытается ограничиться обороной.