Научпоп – штука полезная и приятная во всех отношениях. Ничуть не хуже лошадиных бегов с тотализатором, и уж несравненно предпочтительней питья водки (впрочем, о падении продаж этого популярного напитка ламентируют губернских финансисты, лишаемые акцизных поступлений). Только вот формированию точных знаний об окружающем нас мире научно-популярная отрасль служит не всегда. Есть такой оскароносный фильм White Wilderness, 1958. И есть в нем чудесная сцена самоубийства леммингов. Прелесть! Навсегда входит в умы зрителей. Только вот беда, сцена-то постановочная, и лемминги совсем не суицидники…
Миф о самоубийстве леммнингов внесло в англосаксонскую часть ноосферы уникальное издание, вышедшее в Британии на полвека раньше – в 1908 году. Звалось оно The Children’s Encyclopædia, насчитывало восемь томов и переиздавалось до 1964 года (в США – с 1910 года под названием The Book of Knowledge). И вот там-то, среди множества сведений, и притаилась легенда о леммингах самоубийцах. Которые в действительности, превысив численность популяции сверх допустимой (привет уравнениям Вольтерра-Лотки!) срываются с насиженных гнезд, и отправляются в лучшие края, действительно погибая по дороге. (Не помню, была ли в первом, десятитомном, 1958-62 гг издании «Детской энциклопедии», байка про леммингов…)
Этот маленький пример говорит нам сразу о нескольких вещах. О том, что советский научпоп (весьма неплохой по сравнению с нынешним состоянием дел) был лишь копией лучших мировых образцов. О том, как сложно выделить суть наблюдаемого, и как легко создать миф. Ну и о том, что обыденное поведение зверушек (жили под снегом, кормились при избытке ресурсов, прятались от песца, плодились…) приводит к такому поведению, которое сторонние наблюдатели рассматривают не иначе, как самоубийство.
Впрочем, люди ведут себя ничуть не более осмысленно, нежели лемминги. Вот посмотрим – начинать надо с внешней политики, ибо главное беспокойство нам исстари внушает Гондурас – на выборы в США. Хоть спойлер Трамп и вырывается порой вперед, стоит полагать, что победу одержит истэблишментарная Хилари Клинтон. Только вот про нее узнаем мы забавные вещи – Clinton tells FBI she could not recall all briefings on preserving documents. Не помнила госпожа госсекретарь сообщенные ей ФБР правила обращения с режимными документами, и, возможно, теряла гаджеты с секретной информацией.
Ну, никаких обвинений ей предъявлено не было (сколько там огреб рядовой Мэннинг…), All animals are equal, but some animals are more equal than others… Выяснилось, что делала это госпожа Клинтон не со зла, конечно, а по болезни. Головкой ударилась, сотрясение мозга у нее было… Вспоминается сразу два шедевра отечественного кино – Игорь Ильинский в «Празднике святого Йоргена» с «Моя дорогая, бедная мама уронила меня с …надцатого этажа», и Евгений Леонов в «Джентльменах удачи» с «Тут помню – тут не помню»…
Только это – не кино, не роль Wicked Witch of the West в классическом текниколоровом The Wizard of Oz, 1939. Это – наиболее вероятный претендент на роль главкома единственной сверхдежавы, хоть и уступающей нам по числу боеголовок, но превосходящей по количеству и дислокации носителей. В сериале Body of Proof очаровательную, хоть и стервозную, доктора Хант лишают права хирургической практики и отправляют в судебный морг – она может погубить пациента. Президент с провалами в памяти может погубить нынешнюю цивилизацию, разве что Южная Америка выживет…
Это не триллер строителя рекордного дирижабля R101 (237 метров длинны, был предназначен для перевозки 200 «томми» в Индию, разбился в 1930 году) Невила Шюта On the Beach, экранизированный Стэнли Крамером в 1959. Это реальность. О которой не задумываются… Ну да ладно, это их проблемы, заокеанские. Поговорим лучше о наших. У нас-то в сентябре тоже выборы… Вызывающие минимальный интерес – в совке хоть интрига была, какое пиво завезут в буфет, бархатное или рижское, какие цитрусовые – апельсины или мандарины, какую колбасу – сервелат или краковскую. Даже книжки с развала – такие изделия из скрепленной с одной стороны бумаги, ныне стоящие стопками у мусоропроводов – вызывали живой интерес.
А нынче интереса не вызывает даже эпатаж кандидата, сравнившего известного политика с одним из ЗППП. И еще меньше интереса вызывает попытка одной уважаемой оппозиционно-демократической партии снять с выборов партию другую, не менее уважаемую, и столь же оппозиционно-демократическую… Народ куда больше увлечен сбором плодов на дачах, последним выездом на шашлыки, сезоном на водоплавающих.
Но люди, как показал Нобелевский лауреат Гэри Бэккер («О кибернетике, линейном программировании и социологии»), ведут себя рационально. И если не высказывают интереса к выборам – значит, полагают, что действительно важные процессы происходят в другом месте. И это так, давайте вернемся к неполученным акцизам от невыпитой водки. Вот что пишут про прогноз структуры доходов бюджета – «Доходы бюджета в 2019 году снизятся до 20-летнего минимума», «Если не подорожает нефть, денег не хватит для финансирования всех обязательств»…
Очень серьезная статья солидного издания. Статья страшная – о том, что в ближайшее время бюджету, привыкшему щедро распределять доходы от экспорта углеводородов, перестанет хватать денег. Директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова полагает, что «При таких низких доходах, на уровне 13% ВВП, бюджет не сможет профинансировать расходы, необходимые для выполнения государством своих функций, заключает она, повышение налогов становится неизбежным.».
И вот об этом не слышно от кандидатов на дебатах, не видно обсуждения этой проблемы в программках партий, раздаваемых у тряпочных кубиков теми, кто обычно раздает рекламки дешевых магазинов. Не говорят кандидаты про то, откуда возьмутся деньги на выполнение их обещаний. Кому предстоит оплачивать банкет. А деньги-то могут взяться только из налогов. А они у нас и так немаленькие. Посмотрим на документ Всемирного банка Total tax rate (% of commercial profits). В среднем по миру этот самый Total tax rate составил 40,8%. От этого и будем плясать!
Вот похожая на нас по климату Канада – 21%. Вот успешнейшая из южноамериканских Чили – 28,9%. Вот бывшая провинция Российской империи, суровая северная Финляндия, славная уровнем ИТ – 37,9%. Почти социалистическая Германия – 48,8%. Израиль, где на четверть наш народ – 30,6%. Маленькая Латвия, охотно представляющая свою юрисдикцию – 35,9%. Соединенное Королевство – 32%. США, несущие как бремя всемирного жандарма, так и экспериментирующие с медицинским социализмом мистера президента Обамы – 43,9%. Запомните эти цифры – они важны!
Так, а сколько у нас? 47%, чуть меньше, чем в Германии, налоги которой считают крайне высокими. И серьезные люди говорят нынче, что налоги стоит повысить… Докуда? Процентиков на пять, шесть? Так знаю я одну страну, имевшую такие же стартовые условия в 1991 году, как РФ, а ныне являющуюся единственной в этом документе от Всемирного банка (GDP, PPP (current international $)), ВВП которой, исчисленный в паритете покупательной способности, с 1990 года не вырос, а упал. Составлял тогда $351842 млн, а в 2015 $339155 млн. Мир же за это время прирос богатством четырехкратно, с $28,6 трлн до $113,6 трлн.
Зовется эта страна – Украина. Часть ее экономических результатов на 2015 год объяснима событиями последней пары лет – это падающий хвостик графика по ссылке. Но в целом куда важнее посмотреть на предыдущий документ, с уровнем налогообложения. У Украины в 2015 году был уровень налогообложения в 52,2%, а в 2005 вообще в 57,3%. И – такие наглядные результаты. Климат у соседей теплей. Образование в Украине не хуже, чем в РФ, школьники берут золото на Международной математической олимпиаде, где наши его не получают. И в повышательной волне сырьевого суперцикла Украина неплохо росла на угле и стали. Но вот налоги в России XXI века были ниже…
Так что, носящаяся в воздухе мысль о повышении доходов – верный путь к убийству экономики, вот что делает разница в пять-десять процентов за четверть века. Ну да, есть Бразилия с обложением в 69,2% – не напомните, где недавно президенту импичмент устроили? Странно, почему наш ИТ-бизнес, возникший с нуля и эффективно развивавшийся, столь пассивен в данной ситуации, Он ведь еще в 2015 году – когда ситуация смягчалась госрасходами – рухнул на 40%, до объемов 2005 года. А дальше будет много хуже, уже оборонка берет кредиты, чтобы сделать гособоронзаказ. Или все бизнесы уже готовы слинять в солнечную Болгарию, где уровень обложения 27%? Молодежь-то местная, трудящаяся в Москве, заметную часть времени и денег тратит на сдачу языковых и технических экзаменов, позволяющих свалить на континент, где среднее налогообложение 32,5%… Но увлеченных выборами кандидатов это, похоже, не волнует!
Правда, терпеливое и вежливое объяснение позиций приводит к коррекции властями различных ветвей депутатских решений, могущих повлечь негативные решения для экономики, о чем мы многократно писали. Вот уже Путин допустил «коррективы» после вступления в силу «закона Яровой» – это, возможно, позволит избежать повышения трансакционных издержек за счет роста тарифов на связь, и сохранит для ИТ-рынка возможности развития. Но заменит ли коммуникация в СМИ полномасштабные дискуссии в легислатуре покажет лишь будущее…