В США, в штате Нью-Йорк, вступил в силу закон, обязующий производителей электроники предоставлять бесплатный, удобный способ утилизации отслуживших своё продуктов: компьютеров, телевизоров, гаджетов всех сортов. Владелец ставшего ненужным телефона или ноутбука теперь сможет найти адрес ближайшего приёмного пункта в сопроводительной документации и на веб-сайтах вендоров и продавцов — и быть уверен, что его старая техника будет переработана без вреда для окружающей среды.
Нью-Йорк славится своим прогрессивным отношением к проблеме электронного мусора и в течение следующих четырёх лет планирует последовательное ужесточение законодательства в этой области. Вполне ожидаемо среди главных сторонников такого подхода «зелёные». Но что неожиданно, его поддерживают и преприниматели новой волны, строящие свой бизнес буквально на свалках.
Электронный лом — e-waste, как его называют на Западе — одна из самых актуальных экологических проблем и для развитых, и для развивающихся стран. Электроника изменила нашу жизнь, но вместе с новыми возможностями человеку следует осознать и новую ответственность. Так говорят борцы за чистоту воздуха, почвы и воды, и на первый взгляд их позиция кажется нравоучительной. Понять обеспокоенность помогает статистика.
В Соединённых Штатах электронный мусор представляет самую быстрорастущую компоненту в списке всех прочих отходов человеческой деятельности (данные Агентства охраны окружающей среды США). И почти самую опасную: неконтролируемая его утилизация обеспечивает стабильное поступление в почву и воду токсических веществ. Больше двух третей только тяжёлых металлов, утекающих из открытых свалок, обеспечиваются выброшенной электроникой — телевизорами, дисплеями, компьютерами и им подобными.
Ситуация в мире в общем схожа. По прогнозу ООН, к 2020 году в развивающихся странах объёмы «компьютерных» отбросов вырастут пятикратно, а «мобильно-телефонный» мусор сделает кое-где семнадцатикратный скачок. Первые места по совокупной генерации высокотехнологического хлама пока удерживают развитые страны и, в частности, Соединённые Штаты, где ежегодно выбрасывается до 3 миллионов тонн электроники всех сортов (а правильно, с соблюдением экологических требований, утилизируется только пятая часть).
Но Китай, Индия, африканские государства лидируют в параллельной области: сюда направляются бесчисленные транспорты, гружённые e-waste, здесь производится грубая, дешёвая перераработка (в основном сжигание) и захоронение, в результате чего большая часть вредных веществ оказывается выброшена в атмосферу, утекает в грунтовые воды и океан.
Лишь в последние годы, под давлением «зелёных», в США и Европе зашевелились политики и начали приниматься законы, регулирующие утилизацию электроники. У защитников окружающей среды свои мотивы, но, пожалуй, именно их настойчивость помогла родиться новому рынку и новой индустрии — электронного вторсырья.
Вопреки распространённому мнению, даже без законодательной регуляции, переработка е-мусора может быть очень прибыльным занятием. Специалисты делят e-waste на две категории. К первой относятся устройства и запчасти, которые с незначительными трудозатратами могут быть вновь пущены в оборот — главным образом, реализованы на вторичном рынке (см. «Телефоны недорого: электронный сэконд-хэнд набирает обороты»). Доля работоспособных, имеющих ненулевую положительную ценность экземпляров в общей массе отходов может быть велика. Точных статистических данных на этот счёт пока не опубликовано, зато достоверно известно благодаря чему электронный хлам сохраняет своё хорошее состояние.
Обыватели в массе своей подвержены любопытному заблуждению, считая, что продукты высоких технологий, даже безнадёжно устарев, удерживают некоторую остаточную стоимость. Для самих владельцев в подавляющем большинстве случаев эта стоимость конечно же оказывается только воображаемой, но именно она заставляет нас складировать старую электронику в шкафах и чуланах, вместо того чтобы просто выкинуть на свалку вместе с очередной порцией отбросов с кухни.
Электронный лом второй категории представляет собой более сложную субстанцию. Он имеет нулевую или близкую к нулевой ценность, что делает нерентабельной его переработку, по крайней мере в развитых странах. До сих пор вторая категория e-waste отправлялась в страны третьего мира (Россию в том числе), где дешевизна рабочих рук и слабые экологические ограничения позволяли (и позволяют по сей день) извлекать из процесса утилизации небольшую прибыль.
Ситуация обещает измениться радикально с принятием в США и Европе законов, подобных тому, что начал действовать в Нью-Йорке. Ужесточающие правила обращения с электронными отбросами и ответственность всех сторон, они обладают парадоксальным следствием: увеличивают ценность е-отходов второй категории, делая коммерчески выгодным постройку цивилизованного бизнеса по их переработке.
Как такое возможно? Прежде всего благодаря тому, что законы, работающие сегодня более чем в половине американских штатов, прямо обязывают производителей принимать на переработку объёмы е-отходов, сопоставимые с объёмами производимой и продаваемой продукции, либо оплачивать утилизацию сторонним компаниям. В результате за последние годы в США появилось множество предприятий, специализирующихся на приёме и переработке электронного лома. Самое известное и крупное из них, MRM Recycling, основано и спонсируется непосредственно крупнейшими производителями (Mitsubishi, Sharp, Toshiba и др.). Но есть и примеры мелких независимых игроков вроде Vintage Tech Recyclers и Eco International.
Такие компании с нуля, или перепрофилировавшись со стекла и бумаги, смогли построить успешный бизнес на e-waste. Приём ненужной электроники у населения и организаций как правило бесплатный, но процесс переработки сертифицирован государством и по-своему высокотехнологичен: за разборкой и сортировкой следуют слом, переплавка, извлечение ценных материалов, либо отправка частей производителям. Живут утилизаторы новой волны в основном за счёт субсидий производителей и перепродажи стабильно поступающих устройств и запчастей, сохранивших функциональность.
Однако уже в ближайшем будущем переработка электронного лома может стать бизнесом, не требующим «добровольно-принудительного» участия спонсоров. В том же Нью-Йорке со следующего года компаниям, занимающимся сбором мусора, будет запрещено выбрасывать электронику на обычные свалки и сжигать. А с 2015-го думать о правильной утилизации e-waste заставят и рядовых потребителей: за компьютер или телефон в простом мусорном баке будут выписывать штраф.
Ожидается, что после этого спрос на услуги специализированных е-утилизаторов вырастет многократно. И если сегодня проходящие через них объёмы увеличиваются примерно в полтора раза каждый год, после вступления в силу нового законодательства их ожидает взрывной рост популярности, который они смогут капитализировать. Простой приём электронного старья у населения по-прежнему будет бесплатным, но с организаций числом сотрудников больше 50 разрешено взимать деньги. Разрешены и платные премиальные сервисы, вроде забора электроники прямо из дома, гарантированной чистки устройств и носителей от остатков информации и т.п.
Впрочем, как именно будет зарабатывать индустрия электронного лома завтра, сегодня конечно же никто не знает. Не вызывает сомнения только то, что возможности обязательно предоставятся. По данным Ассоциации бытовой электроники, на каждое домохозяйство в США сегодня приходится в среднем 24 устройства. Неудивительно, что Штаты занимают первое место по объёмам e-waste. Но в затылок им дышит Китай (второе место по количеству е-отходов), Индия. По-своему не отстаёт и Россия.
В России, по данным местного отделения Гринпис, ситуация с электронными отходами находится на уровне развивающихся стран. Процесс е-утилизации законами не регулируется, образовательный уровень населения близок к нулю, открытые свалки пополняются ещё и импортными отбросами. Потенциал для «мусорных» бизнесменов безграничен, но главным препятствием на пути к становлению цивилизованного рынка остаётся апатия государства, которое не интересуется положением дел абсолютно. Хоть бы господин Петрик заинтересовался что ли…