Самую популярную социальную сеть планеты продолжают преследовать скандалы. Не успела утихнуть дискуссия по «детскому» вопросу (см. «Ребёнок и социальные сети…»), как ожесточённой критике подверглась новая функция Facebook: автоматическая идентификация людей на фотографиях (англ. Tag Suggestions). Введённая на прошлой неделе, она здорово облегчает задачу проставления имён. Представьте, как удобно: вы добавляете снимки и система сама опознаёт на них ваших друзей, оставляя вам лишь подтвердить результат, одним кликом отметив человека на множестве изображений.
Реализована эта красивая идея с помощью механизма распознавания лиц — замечательный пример того, как футуристическая технология может облегчить самые что ни на есть рутинные операции. Но вместо восторгов первые полосы сетевых СМИ заполнили панические статьи скептиков. Для них машинное распознавание лиц, помноженное на аудиторию в семьсот миллионов человек, кажется прежде всего угрозой.
В считанные дни несколько правозащитных организаций в Европе и их коллеги по другую сторону океана, в США, подали жалобы властям, инициировали расследования, либо потребовали от Facebook предоставить полную информацию о технической стороне вопроса, чтобы понять, с чем столкнулось общество. Facebook, по мнению критиков, поступила безрассудно. До тех пор, пока не будет выполнена детальная оценка последствий, компания не имела морального права распространять действие новой функции на всех пользователей.
Действительно, Tag Suggestions по умолчанию включена для большей части аудитории Facebook. И хоть у всех желающих есть возможность отписаться от новой услуги, защитники прав и свобод считают, что в случае столь неоднозначного новшества следовало поступить наоборот, предоставив пользователям право активировать его для себя.
Если откровенно, жалобы оппонентов напоминают советский мультфильм, повествующий о том, как зверушек сосчитали без их предварительного согласия. В самом деле, что изменилось принципиально? Да ничего. Новая функция лишь облегчила то, что раньше выполнялось вручную. Распознавание лиц работает только для свежих фотографий, ограничено списком друзей данного пользователя, а каждый желающий ещё и вправе запретить «узнавать» себя на снимках. Больше того, на протяжении уже полугода «автотэги» были доступны американской аудитории Facebook — как видим, без каких-либо катастрофических последствий — а теперь их просто распространили на всё население социальной сети.
По словам Марка Цукерберга, в конце прошлого года пользователи Facebook ежедневно выставляли более 100 миллионов тэгов на фотографиях. Распознавание лиц обещает резко увеличить это число, сделав процесс легче, но и интересней для всех, кто попал в кадр: если раньше человек мог и не узнать, что его снимок добавлен другим участником, теперь он будет автоматически опознан и с большой долей вероятности отмечен.
Поэтому кажется странным, что Facebook пошла на поводу у критиков и публично выразила сожаление тем, что не предупредила заранее о вводе столь полезной функции. Но совсем не странно, что компания от новинки не отказалась и не перевела её в разряд, как говорят американцы, opt-in (т.е. активация по желанию). Функции вроде Tag Suggestions, облегчающие жизнь подавляющему большинству пользователей, должны быть доступны тому же большинству по умолчанию, иначе они теряют смысл.
Однако помимо беспокойства о правах тех, кого «сосчитали без разрешения», у Tag Suggestions есть и другой болезненный аспект. Предполагается, что для автоматического распознавания лиц, Facebook должна была построить глобальную биометрическую базу данных, в которой содержатся сведения о внешности каждого пользователя. Как, помимо помощи в расстановке имён, компания будет использовать эту информацию?
Даже поверхностный анализ даёт с десяток интересных применений. К примеру, Facebook может демонстрировать параллельно с фотоальбомами рекламные объявления, отобранные в соответствии с личными профилями запечатлённых на снимках людей. Точно так же, по одной фотографии (отнюдь не обязательно размещённой вашим другом или даже знакомым), компания сможет опознать не только вас, но и окружающих людей, выстраивая новые социальные цепочки. А что если Facebook пожелает лицензировать доступ к базе данных на сторону? К примеру, поисковой системе Microsoft Bing, с которой её связывают особенно тёплые отношения? А что если такую базу удастся похитить?
Хуже всего — интерес, который наверняка проявят к базе правоохранительные органы. Доступ к нему наверняка есть у США, а в будущем его можно будет предоставить в качестве уступки, например, Китаю — куда Facebook рвётся и где государство не брезгует преследованием лиц, несогласных с политикой правящей партии. Тут не спасёт и пресловутый opt-in, которого добиваются правозащитники: кто даст гарантию, что Facebook, хотя бы простоты ради, не учтёт в своей базе всех пользователей сразу, вместо выборочного описания внешности?
На текущий момент существование такой базы данных — лишь смелое, хоть и логичное предположение. Сама Facebook не подтверждает, но и не опровергает её наличия. Данные в частном порядке комментарии сотрудников сводятся к тому, что Facebook использует упрощённый алгоритм распознавания лиц.
Он не требует больших вычислительных затрат, но и способен лишь на приблизительную идентификацию персоны из списка в несколько десятков человек. Однако до тех пор, пока компания не разъяснит технические нюансы биометрии и политику конфиденциальности по отношению к ним официально, вопрос останется открытым.
Справедливости ради следует отметить, что Facebook не единственная и не первая среди крупных ИТ-игроков, отважившихся на эксперименты с распознаванием лиц. К примеру, Apple и Google встроили такую функцию в свои фотоальбомы iPhoto и Picasa. Но эти продукты лишены социального аспекта, что ограничивает и масштаб возможных злоупотреблений. Зато в Goggles — замечательное приложение для автоматического распознавания образов — детектор лиц не вошёл: Google решила, что здесь технология будущего может наделать много вреда.
Команда Марка Цукерберга очевидно менее щепетильна в вопросах приватности. Впрочем, Марк с коллегами находятся и в более тяжёлом положении. Facebook незаметно перешагнула черту, за которой у неё не осталось иного выбора, кроме как агрессивно внедрять смелые идеи, закрывая глаза на критику.
С одной стороны на Facebook давит чрезвычайная и постоянно нарастающая сложность принадлежащей ей социальной сети. Если на заре своего развития сеть состояла только из студентов нескольких вузов, сегодня она подразделяется на множество сегментов, формирующих сложные взаимосвязи. Группы, друзья, национальные блоки, возрастные категории и прочее заставляют компанию трудиться над универсальной и желательно простой моделью разграничения прав на доступ к различной персональной информации. Естественно, время от времени публика натыкается на острые углы и пробелы, в результате чего разгораются скандалы вроде того, о котором шла речь сегодня.
Но компания уже не может позволить себе остановиться, чтобы отшлифовать правовые неровности. Статистика (InsideFacebook) гласит, что по крайней мере в развитых странах самая крупная социальная сеть достигла точки насыщения. Общее количество пользователей Facebook всё ещё медленно растёт, но в основном за счёт периферии (Бразилия, Таиланд, Мексика, Индия), тогда как аудитория в США, Англии, Канаде, Норвегии, России уменьшается.
Минус 6% национального сегмента за май (результат США) могут объясняться сезонными колебаниями, но мало кто сомневается, что для масштабного рывка с текущих 687 миллионов человек, Facebook недостаточно экстенсивного роста, необходимы качественно новые варианты. В территориальном плане одним из таких вариантов может стать Китай. Но сработает и ориентация на ещё не охваченные сегменты вроде младших школьников или деловых пользователей. Правда, действовать придётся решительно, но цель в данном случае оправдывает средства.