На фоне надвигающегося финансового катаклизма, связанного с решением по госдолгу Соединённых Штатов, прочие неурядицы кажутся мелочью. Но случайно или нет, на это лето в США пришёлся ещё один масштабный кризис, сопоставимый с долговым если не в денежном, то в социокультурном выражении. Почта — та самая, бумажная, с марками, конвертами, посылками и живыми почтальонами — балансирует на краю пропасти.
Интернет официально включён в список главных причин плачевного положения, а сиюминутным следствием является обсуждаемое сейчас буквально каждой американской газетой, телеканалом и веб-сайтом решение о закрытии почти 3700 отделений по стране. Попросту, больше чем каждый десятый почтовый узел будет закрыт, и это только начало.
Основанная в 1775 году Бенджамином Франклином национальная Почтовая служба (USPS) — символ и гордость Соединённых Штатов. На первом почтовом отделении (кстати, тоже закрывающемся) не было флага страны, потому что и страны такой ещё не было. Позже права и привилегии Почты были вписаны в конституцию.
Сегодня USPS — это ветвь федерального правительства, самостоятельная в финансовом отношении: живёт она на заработанное своим трудом, не на деньги налогоплательщиков. И как раз сейчас переживает тяжелейший кризис по крайней мере за последние сто лет. Если смотреть на темпы спада, подобного не было даже в период Великой депрессии.
Коротко, причиной кризиса стали качественные изменения в потреблении как прямых, так и косвенных почтовых услуг. Среднестатистический американец избалован сервисом и предпочитает оплачивать коммунальные счета не на почте, а в терминалах, стоящих в удобных местах (главным образом в магазинах), либо вовсе через Сеть (так поступает каждый второй).
Что касается писем, вспомните сами, когда вы последний раз отправляли бумажное письмо — в Штатах ситуация примерно такая же. Как результат, только за последние пять лет общий объём пересылаемой USPS корреспонденции уменьшился в 1.5 раза, с особым акцентом на отправлениях первого класса (самый простой, сравнительно быстрый, но не самый дешёвый сервис, часто использовавшийся для деловой переписки).
В 2010 финансовом году USPS выручила 67 млрд. долларов. Однако, эксплуатируя 32 тысячи отделений и оплачивая труд почти 600 тысяч работников, Почта США уже десять лет перебивается с хлеба на воду, а последний год просто не в состоянии свести концы с концами. В 2010 чистый итог её деятельности составил минус 8 миллиардов, столько же ожидается по итогам года нынешнего (заканчивается в сентябре). Временной подмогой стал государственный кредит на 15 млрд., но если кредитная линия не будет продлена, уже 1 октября USPS де-факто обанкротится.
Проблема в том, что вне зависимости от рыночной ситуации, государство обязывает Почту поддерживать определённый уровень услуг и тем самым сильно ограничивает в средствах экономии. Сокращения остаются фактически единственным разрешённым приёмом, хоть и здесь не всё удаётся. За последнюю декаду USPS плавно ликвидировала 200 тысяч рабочих мест. И с 2009 дважды пыталась закрыть нерентабельные отделения, каждый раз сталкиваясь с ожесточённым сопротивлением общественности и властей, так что в действительности удалось уменьшить их количество лишь на несколько сотен.
Сопротивление неудивительно, ведь существуют целые отрасли бизнеса (пресса, реклама, интернет-торговля и торговля по каталогам и др.), которые не в состоянии обойтись без разветвлённой почтовой сети. А в глубинке почтовые участки до сих пор остаются главным местом общения, где можно узнать последние новости, проконсультироваться по поводу оплаты и особенностям услуг и т.п.
Но теперь выбора просто нет. Из 3700 отделений, внесённых в «чёрный список», больше 80% нерентабельны: как правило, это мелкие точки в сельских и удалённых районах, работающие по два-три часа в день и выручающие за год меньше 30 тысяч долларов. Публике дадут два месяца на комментарии, после чего план приведут в исполнение и значительная часть помеченных узлов скорее всего исчезнет без следа. Функции остальных переложат на плечи местных розничных торговцев (магазины, аптеки, но также библиотеки), с которыми заключат соответствующий контракт. Вдобавок будут демонтирована часть крупных процессинговых центров и, возможно, традиционный шестидневный режим доставки корреспонденции заменят пятидневкой.
К сожалению, сами по себе сокращения мало чем помогут. Даже исполнив план в полной мере и закрыв каждое десятое отделение, USPS сэкономит лишь смешные 200 млн. долл. в год. Поэтому нынешний этап следует считать прелюдией к масштабной реструктуризации почтовой службы, основные вехи которой озвучил главный почтальон США, Патрик Донахью.
Прежде всего, хоть отказ от привычной американцам субботней доставки пока и равноценен в их глазах преступлению против человечности, следует ждать перехода Почты на пятидневный режим (плюс три миллиарда долларов в год), а в следующие 15 лет и на трёхдневный. Отправления по-прежнему можно будет забрать лично из почтового отделения шесть дней в неделю, но доставка в домашние ящики будет осуществляться только по понедельникам, средам и пятницам.
Что, в свою очередь, поможет компенсировать провал от резкого падения объёмов корреспонденции. Ожидается, что в тот же период персональные цифровые коммуникации перетянут на себя львиную долю отправлений первого класса и платёжные транзакции, оставив на долю Почты доставку посылок из интернет-магазинов и рекламные рассылки. Таким образом даже через 15 лет Почта в США останется важной частью экономики и общества, но будет значительно меньшей по размеру и играть иную, нежели в предыдущие два столетия, роль.
В России интерес общества к цифровым технологиям едва ли слабей, чем за океаном, однако, влияние, которое они окажут на почтовую службу может отличаться принципиально. ФГУП Почта России близко по своим размерам и свойствам к американскому (больше 40 тысяч отделений, почти 400 тысяч сотрудников, деятельность в значительной степени регулируется государством), да и финансовыми показателями не блещет: периодически выходя в плюс, она всё же регулярно «живёт на пособие».
Но прежде чем перенести иностранный опыт на отечественную почву, следует учесть разницу в эффективности национальных почтовых машин. USPS переваривает 177 миллиардов отправлений в год. Почта России в сто с лишним раз меньше (данные «Коммерсантъ» на 2007). Как говорится, выводы делайте сами.
Отдельно стоит упомянуть ценовую политику для мелких отправлений, производимых интернет-магазинами. USPS считает данную категорию приоритетной и связывает с ней будущее. Почта России за последние пару лет фактически поставила на этой категории крест: цена пересылки недорогих (сотни рублей) товаров сопоставима, а иногда и в разы больше их себестоимости.