Мир мобильных операционных систем, несмотря на свирепствующие здесь шторма, достиг заметного равновесия. Главные действующие лица определены, и пусть список продолжает пополняться (слышали про китайскую Alyun?), новые участники в общем следуют тому же набору правил, пытаясь механически повторить успех старших товарищей.
Оригинальный код, свой магазин приложений, контроль над пользователями и, желательно, сторонними разработчиками — и так далее, и тому подобное, варьируются лишь имена. И всё же нашлись энтузиасты, которым удалось сказать новое слово. На минувшей неделе группа разработчиков из Mozilla Foundation обнародовала черновой эскиз Boot to Gecko (B2G) — по-своему уникального проекта, реализация которого будет означать и новую страницу в истории мобильных ОС.
Если коротко, B2G — самодостаточная операционная система для носимых устройств (смартфоны, планшетки), построенная на веб-браузере, а точнее на HTML-движке Gecko, сердце браузера Firefox. Программы в такой системе будут HTML5-страницами и вместо ещё одного проприетарного программного интерфейса пользоваться уже известными, стандартизованными веб-механизмами.
Чтобы понять, о чём идёт речь, стоит представить B2G в виде пирамиды из трёх уровней. Первый, лежащий в основании, отвечает за загрузку системы на конкретном устройстве и аппаратные функции (сотовая связь, фотокамера, сенсоры и т.п.). Авторы B2G не намерены изобретать велосипед и писать этот уровень сами. Они просто позаимствуют ядро Linux, адаптированное для мобильных устройств сообществом Android. Происходящее на первом уровне пользователю не видно.
Третий и самый высокий уровень — это собственно программы, с которыми имеет дело пользователь. Каждая программа для B2G представляет собой веб-страницу, написанную на обычной HTML5-смеси (HTML+Javascript+CSS). Будет ли использоваться Java пока неизвестно, зато известно наверняка, что приложения будут как облачными (веб-сервисы по сути, требуют интернет-подключения), так и оффлайновыми, хранимыми непосредственно на устройстве и работающими без доступа в Сеть.
Наконец, промежуточным уровнем, где «исполняются» программы и который служит посредником между программами и системой, станет веб-движок Gecko. Поскольку средств HTML5 для эксплуатации всех аппаратных ресурсов недостаточно, планируется расширить язык новыми инструкциями (работа с USB, Bluetooth, звонками и пр.). После того как список расширений (т.н. web API) будет в общих чертах сформулирован, его стандартизуют.
Такова механика проекта — интересная, впрочем, только разработчикам. С точки зрения пользователя смартфон под управлением B2G будет выглядеть неотличимо, скажем, от смартфонов под Android, iOS, webOS или любой другой мобильной ОС. Конечно, здесь будут свои программы и другой внешний вид, но общие принципы и возможности останутся теми же. Пользователю и знать не нужно, что на самом деле он работает с браузером.
Если схема показалась знакомой, вы не ошиблись. Как минимум один проект уже задействовал её, пусть и не на телефонах, а на ноутбуках. Речь конечно же о Chrome OS от Google, построенной и работающей очень похоже на B2G с единственным отличием: вместо Gecko используется браузер Chrome. Больше того, параллельным курсом движется и Microsoft, веб-браузер которой будет играть в следующей версии MS Windows роль первого плана. Так для чего нужна ещё одна платформа? Ответ кроется в условиях, на которых Mozilla намерена развивать свой проект: B2G будет свободной, стопроцентно независимой средой.
Взгляните на существующие мобильные ОС. Даже если они теоретически свободны, как Android и Chrome OS (план переноса её на планшетки озвучен, поэтому будем считать мобильной), фактически каждая система находится под жёстким контролем своего создателя. Последний единолично определяет стратегию, пишет программные интерфейсы, диктует условия партнёрам, владеет главным магазином приложений, вправе задержать публикацию исходников — и так далее, в угоду личным интересам.
Boot to Gecko будет избавлена от давления со стороны основателя. Её исходники планируется публиковать в реальном времени, а внутренний набор функций сформировать в процессе открытой дискуссии и стандартизовать. Таким образом интересы всех участников будут представлены в равной мере и B2G станет первой истинно независимой мобильной ОС.
Независимость — это конечно не так круто, как четыреста тысяч уже готовых к работе приложений. И всё же это очень ценное свойство, способное привлечь к проекту внимание публики, а со временем сформировать вокруг него преданное сообщество пользователей и разработчиков. Такое же, каким сейчас может похвастаться Linux.
Независимость поможет ещё и преодолению раздробленности мира мобильных систем. Сегодня разные платформы друг с другом несовместимы, да даже и внутри одной бывают разногласия (вспомните ситуацию с Android). Приложения для B2G, будучи веб-страницами, смогут «исполняться» не только в самой B2G, но и на любом устройстве, оснащённом современным, уважающим стандарты браузером (нужно будет только реализовать для данного устройства расширенные web API).
Надеяться, что большинство приложений когда-то станут веб-страницами, сейчас, пожалуй, наивно. Но и отрицать наличия тенденции нельзя. webOS, Chrome OS, MS Windows, таинственный Facebook Spartan, а теперь и B2G — все они в той или иной степени используют или намерены использовать расширяемую мощь HTML5. Авторы B2G — по крайней мере в мечтах — просто шагнули дальше других.
Впрочем, хватит ли у Mozilla сил и влияния, чтобы осуществить мечту? Здесь уместно вспомнить о текущей ситуации на браузерных фронтах. Согласно отчёту Net Applications, Internet Explorer по-прежнему остаётся самым популярным инструментом веб-сёрферов: им пользуются 54% сетян. Chrome и Safari занимают третье и четвёртое места (13% и 7% соответственно), а Firefox удерживает прочную вторую позицию с 22%.
Однако, в отличие от юных соперников, непрерывно уменьшающих разрыв с лидером, потомок Netscape уже почти год как застрял на одной отметке. А ведь браузер — самое ценное, что есть у Mozilla Foundation. Ни один другой проект этой некоммерческой организации не заслужил признания, сравнимого с Firefox.