Главный веб-коллектор секретных материалов, WikiLeaks, на грани закрытия. Не по причине нового громкого разоблачения, и уж конечно не по желанию основателя, бессменного лидера и главного редактора, Джулиана Ассанжа. Виной всему банальный денежный вопрос.
Если в ближайшие два месяца американские банки и финансовые учреждения не отменят введённую ими блокаду, уже после Нового года ведомство Ассанжа прикажет долго жить. Поскольку шансы на благополучный исход оцениваются как незначительные, его многочисленные враги празднуют победу.
Стартовавший в 2006, WikiLeaks — по любым меркам неординарный и неоднозначный проект. Одни считают его отрыжкой тщеславия, другие — великим событием в истории человечества. Кто-то называет WikiLeaks лекарством, способным излечить общество от застарелых пороков, средством, открывающим глаза. А кто-то — жёлтой дешёвкой, излагающей только ту часть истории, что выгодна рассказчику и наверняка произведёт сенсацию. Так или иначе, о нём слышали и первые, и вторые, и третьи: за неполные пять лет существования, WikiLeaks, без преувеличения, стал самым авторитетным издателем не предназначенных для огласки правительственных и корпоративных документов на планете.
То, что спрос на такого рода информацию есть, доказательств не требует. Но есть и предложение, о чём красноречиво свидетельствует тот факт, что уже спустя год после старта, в распоряжении Ассанжа и его коллег было больше миллиона конфиденциальных документов. Жестокое обращение с пленными в Афганистане, расстрел невинных граждан в Ираке, судьбы американских солдат, дипломатическая переписка США — вот лишь малая часть того, что было опубликовано WikiLeaks, и привлекло внимание сотен миллионов, если не миллиардов человек.
В фокусе внимания обычно Соединённые Штаты, но достаётся и Европе, и прочему миру (российскому правительству и бизнесу Ассанж тоже посоветовал не расслабляться, есть компромат и на нас). В большинстве случаев, WikiLeaks не просто публикует сырые материалы, а перерабатывает их, сопровождая пояснениями и ссылками, чтобы сделать понятными широкой публике. И, конечно, принимает все меры, чтобы скрыть свои источники. К сожалению, это удаётся не всегда (история Брэдли Мэннинга у всех на слуху).
Стоит ли удивляться, что команда Ассанжа сама находится в состоянии перманентной войны с правительствами и корпорациями? Формально, WikiLeaks — международная некоммерческая организация, не нарушающая законов, не зарабатывающая на чужом горе, и зацепить её кажется не так просто. На деле, палки в колёса ставят все, кто только пожелает. Amazon.com (отказала в хостинге), Facebook (удалила тематическую группу), Bank of America (блокирует переводы) — вот лишь самые известные имена из корпоративного мира, считающие зазорным иметь отношения с Ассанжем. Правительства Австралии, Германии, Китая, Таиланда, США пытались заблокировать или блокируют доступ к веб-ресурсам WikiLeaks на всей своей территории или её части.
Эффективность этих мер, в общем, сводится к нулю, но противники WikiLeaks таки нащупали слабое место. Сбор и обработка чужих секретов на виду у всего мира — весьма накладное занятие. Для поддержания текущего размаха операций, организации требуется 3.5 млн. долларов в год, а источник поступлений один: пожертвования. В прошлом году WikiLeaks собрала около двух миллионов долларов. В нынешнем, если повезёт, соберёт только 100 тысяч.
Почему? Банки и финансовые учреждения, контролирующие девять десятых денежных операций западного мира, вот уже почти год не пропускают переводы в адрес WikiLeaks. Visa, MasterCard, Western Union, PayPal и другие держат финансовую блокаду с прошлого декабря. Мотивация различается, но общий смысл сводится к нарушению ведомством Ассанжа установленных норм и правил. Так PayPal заморозила аккаунт WikiLeaks, подозревая, что организация подкупает своих осведомителей.
Пытаются «достать» и самого Джулиана. Гражданин Австралии, он проклят за свою работу на родине и мечтает получить политическое убежище в нейтральной Швейцарии — но вот уже год находится под подпиской о невыезде в Англии, ожидая решения британского суда по вопросу об экстрадиции в Швецию, где, якобы, совершил насильственные действия в отношении двух женщин. Про США и говорить нечего: там на него точат зубы армия, ФБР и министерство юстиции.
По словам Ассанжа, его даже планировали убить — и на этот случай он, якобы, придумал знаменитый страховочный файл. К афганскому досье WikiLeaks прикреплён зашифрованный полуторагигабайтный архив. Что именно в нём содержится, неизвестно, но по общему убеждению, это сногсшибательный компромат на правительство США, и ключ к нему будет опубликован в случае смерти Ассанжа.
Справедливости ради следует отметить, что Джулиан сам столь же неординарная и спорная личность, сколь и его проект. Манера единолично распоряжаться деньгами WikiLeaks, не раскрывая подробностей даже коллегам, уже привела к разрыву с несколькими единомышленниками. Ассанж явно наслаждается и аурой Верховного прокурора, которой окутано его имя: временами — и, конечно, только чтобы собрать денег для проекта — он пытается торговать личными вещами с аукциона. При этом публике его фигура не слишком интересна: скандальная автобиография (Ассанж не дописал её, порвал контракт с издателем, но не вернул задаток, так что черновик издали) продаётся вяло.
Беспринципность и даже бесшабашность иногда становятся причиной конфликта с деловыми партнёрами, как это было при публикации полного архива американской диппереписки (медиапартнёры — New York Times, Le Monde, The Guardian — настаивали на осторожном раскрытии небольшой части архива). Наконец, нарушив своё же обещание тратить деньги организации только на нужды организации (компьютеры, оплата проезда и т.п.), Ассанж и ещё несколько человек из числа высших руководителей WikiLeaks стали начислять себе зарплату.
Впрочем, вернёмся к WikiLeaks. Последний раз она нашумела полгода назад, опубликовав материалы из тюрьмы Гуантанамо. В настоящий момент работа над новыми публикациями свёрнута, чтобы высвободить финансовые ресурсы для судебных баталий. Считая, что налицо ограничение свободы слова, но не в силах добиться вменяемого ответа даже от Еврокомисии (в июле туда подана жалоба на компании, препятствующие сбору пожертвований), WikiLeaks готовит сражения в судах нескольких стран (США, страны Евросоюза, Австралия и др.).
К сожалению, опыт подобных разбирательств не внушает оптимизма: ближневосточный благотворительный фонд Interpal, который теперь часто вспоминают из-за его схожей судьбы, потратил годы на то, чтобы доказать свою непричастность к терроризму, но и по сей день перечисления на его счета из США запрещены.
Но даже если WikiLeaks в её нынешнем виде прекратит существование, дело Джулиана Ассанжа будет жить. Его проект послужил образцом для массы более мелких аналогов, подчас значительно трансформировавших идею. Кстати, и движение Anonymous, о котором шла речь вчера (см. «Призрак анонимности»), тоже считается непрямым потомком WikiLeaks.