О тёмных временах, которые ждут индустрию накопителей на жёстких магнитных дисках, а вместе с ней и индустрию PC, написано уже много (см. недавнее «Почему наводнение в Таиланде топит PC?»). Если вкратце, вследствие затопления и остановки десятков тайских заводов, производящих как сами винчестеры, так и комплектующие для почти каждого третьего HDD в мире, в ближайшие кварталы ожидается невиданный дефицит. Уже в начале следующего года спрос настолько превысит предложение, что многие вендоры будут вынуждены сократить или вовсе отказаться от производства персональных компьютеров и мобильных устройств, содержащих винчестеры.
Поскольку с дефицитом HDD столкнутся все, от рядовых пользователей до гигантов вроде HP, ожидается принятие ряда необычных мер, призванных хотя бы отчасти восполнить нехватку и компенсировать рост цен. Это и выбивание скидок из производителей других комплектующих, и переориентация на выпуск накопителей меньшего объёма. Впрочем, ничто из перечисленного не решает проблемы полностью. Но есть ещё один вариант: твердотельные накопители, SSD. Они всё ещё считаются экзотикой и сравнительно дороги, но они по крайней мере есть в наличии — и перебоев не намечается.
О том, что нечаянный кризис HDD может стать звёздным часом для SSD, говорили весь ноябрь. И в значительной степени эти ожидания уже оправдались. Несмотря на то, что полного понимания последствий наводнения не будет как минимум до весны, уже сейчас спрос на NAND-чипы — в простонародье именуемые «флэш-памятью», из которой собственно и состоят твердотельные накопители — ставит рекорды. Об этом говорят как сами производители, так и наблюдатели (Micron Technology, TrendForce и др.). Очень кстати и кризис перепроизводства, случившийся в NAND-секторе ещё до наводнения и отозвавшийся ощутимым снижением цен.
SSD — замечательная штука, как ни крути. Они многократно быстрее своих HDD-родственников, быстрее настолько, что необратимо меняют привычки пользователя. Они компактны, легки, ударостойки, энергоэкономичны и абсолютно беззвучны — что проистекает из отсутствия движущихся частей. Несмотря на молодость, они близки по вместимости к накопителям на жёстких дисках. И, по большому счёту, им присущ всего один недостаток, из-за которого они и остаются пока нишевым продуктом для тех, кто нуждается в производительности любой ценой (дата-центры, мультимедийные рабочие станции и т.п.): они всё ещё слишком дороги.
Грубое сравнение твердотельных и HDD-накопителей равного объёма даёт десятикратную разницу цен — и даже эта оценка многими считается заниженной. Неудивительно, что и случившегося двукратного удорожания обычных винчестеров в рознице недостаточно, чтобы спровоцировать массовую миграцию рядовых пользователей на SSD.
Впрочем, цена на SSD-накопители падает — под давлением сразу нескольких факторов. Помимо уже упомянутого временного переизбытка NAND-чипов и естественного удешевления как результата расширения производства, SSD дешевеют с переходом на новые техпроцессы. Сегодня один гигабайт SSD-ёмкости стоит примерно полтора доллара, а к осени следующего года эксперты ждут пробоя долларовой отметки. Но не исключаются и приятные неожиданности, связанные с резким всплеском интереса публики к новомодным портативным устройствам: планшеткам и, в большей степени, ультрабукам (см. «Ультрабук славьте!»).
Для этих устройств минимальные вес, размеры и энергопотребление — не блажь, а жизненная необходимость. Но планшеткам ещё предстоит найти своё место на прилавке (что это: компьютер, мобильное устройство, нечто принципиально новое?) и пережить большие перестановки среди производителей (см. «Великий планшетный исход»). Зато ультрабуки — не что иное как персоналки, и за последние два месяца почти каждый крупный PC-вендор выпустил собственный продукт в этой категории. Подавляющее большинство используют SSD, однако из-за дороговизны, часто применяются маленькие накопители, до 128 Гбайт.
Таким образом на текущий момент главной особенностью SSD, на которую обращает внимание публика, является высокая цена. Но по мере того, как твердотельные накопители будут превращаться из экзотики в массовый продукт, внимание неизбежно привлечёт ещё один нюанс: конечное число циклов перезаписи. В теории всё просто: каждая ячейка в NAND-чипах может быть перезаписана лишь несколько тысяч раз. Это принципиальный недостаток, обусловленный физическими свойствами такой памяти. Устранить его пока невозможно, поэтому производители SSD используют хитрые алгоритмы (коррекция ошибок и т.п.), его компенсирующие.
Попросту, данные на SSD-винчестер стараются записывать так, чтобы равномерно использовать всю память, а «выгоревшие» ячейки (их ещё называют изношенными) автоматически помечаются и выводятся из обращения. В результате суммарная ёмкость SSD-накопителя плавно уменьшается с годами, и при правильном использовании срок жизни устройства должен намного превосходить срок жизни среднестатистической персоналки. В общем пользователя NAND-специфика беспокоить не должна.
Такова, повторюсь, теория. На практике же сколько людей, столько и мнений, а вопрос продолжительности жизни SSD-накопителя окутан множеством неясностей и мрачных легенд. Прежде всего, производителей SSD подозревают в искажении фактов: они, якобы, вычисляют номинальный срок службы устройства на основании совершенно нереалистичных предположений относительно его использования. В жизни, даже при условии того, что ваша операционная система правильно распознала SSD и задействовала все его возможности (посредством особого размещения файлов), данные записываются на «диск» слишком активно и неравномерно, что приводит к преждевременному износу твердотельного накопителя.
Есть масса заслуживающих доверия историй, свидетельствующих, что SSD «выгорают» за год-два, а если не повезёт, то и раньше. Плюс, вопреки теории, SSD обычно «умирают» внезапно, не оставляя шансов скопировать хотя бы часть данных.
Вероятно, поэтому значительный интерес вызвала гибридная схема. Гибридный SSD-HDD совмещает в одном корпусе полноразмерный накопитель на жёстких магнитных дисках и сравнительно небольшой твердотельный довесок. Типичный пример, о котором много говорят в последние дни, это Momentus XT от Seagate: 750 Гбайт HDD плюс 8 Гбайт флэш-памяти.
Благодаря встроенному программному обеспечению, записываемые на такое устройство данные автоматически сортируются: программы и компоненты операционной системы, требующие быстрого доступа, сохраняются на «флэш», прочие файлы отправляются на магнитный диск. Теоретически, такой подход должен совместить лучшие свойства обеих технологий: скорость гибридного накопителя на некоторых задачах близка к твердотельным, а цена ближе к HDD.
Но и здесь критики хватает. Вместо заимствования лучших качеств SSD и HDD, «гибриды», по мнению скептиков, унаследовали полный букет недостатков. Гибридные накопители дороги (почти вдвое против обычных винчестеров того же объёма), по-прежнему медлительны (в маленький «флэш» всё не уместится, так что быстро выполняются только задачи вроде загрузки операционной системы), и вдвойне ненадёжны (недолговечность NAND плюс износ магнитного носителя).
Наконец, гибриды лишены главного достоинства твердотельных накопителей на ближайшие полгода-год: они нуждаются в жёстких магнитных дисках, производство которых парализовано потопом в Таиланде. Вот почему краткосрочная перспектива гибридных винчестеров смотрится не лучше, чем обычных HDD.
Впрочем, прогнозы — дело неблагодарное. Время само расставит всё по местам.