Apple в этом году начала работу раньше всех: пока конкуренты нежились в постелях, «фруктовый гигант» рассылал приглашения на важную презентацию. 19 января действо, посвящённое (как и ожидалось многими, см. «Ушёл ли вместе с Джобсом фактор крутизны?») информационным технологиям в образовании состоялось — и вот уже неделю как показанные в тот день разработки и озвученные идеи не дают покоя прессе по обе стороны Атлантики.
А всего-то и показали новую версию программы для чтения цифровых книг, iBooks 2, плюс обслуживающие её iBooks Author и iTunes U. Эта троица, по замыслу создателей, должна ни много ни мало произвести революцию в образовательной системе.
При всей той приторно-сладкой, предсказуемой манере демонстрации новых разработок, которую Apple практикует как минимум со второго пришествия Стива Джобса (дано А; всё хорошо, но есть неудобство Б; мы сделали В; аплодисменты), нынешние её тезисы лягут на душу любому, кто помнит свои школьные годы. Учебник — замечательное изобретение. Замечательное с точки зрения информативности — настолько, что мы заставляем себя терпеть все прочие его свойства, совсем не такие приятные. И прежде всего вес: гранит науки — всего лишь фигура речи, но тяжесть научных кирпичей известна и первоклашке, и кандидату наук.
Пора признать в бумажных учебниках продукт позавчерашнего дня. Найти нужные сведения быстро невозможно. Интерактивность нулевая. Как и любой аналоговый носитель подвержены воздействию окружающей среды. Наконец, быстро устаревают: когда ребёнок получает в библиотеке очередной запас фолиантов на год, велика вероятность, что некоторая часть изложенных в них сведений уже опровергнута или требует уточнений. Так чего же мы так за них цепляемся?
Оцифровав учебники и «залив» их в память подходящего электронного устройства, можно было бы исправить все перечисленные недостатки разом. Сделать работу с книгой удобней, проще, во всех смыслах эффективней. Интерактивность е-учебника облегчит демонстрацию примеров и позволит тут же проверить качество усвоения материала. Заметки на полях больше не испортят внешний вид, а вместо разбросанных по тексту подчёркнутых строчек, выделенные фрагменты будут автоматически сгруппированы и оформлены в виде мнемокарточек.
Приобрести набор нужных учебников можно прямо с устройства, без похода в библиотеку или магазин, обойдётся он наверняка дешевле (ведь книги не бумажные, а цифровые), и главное весить будет… Да по сравнению с бумагой, вообще ничего весить не будет!
Собственно всё это и составляет основу функциональности iBooks 2 — бесплатной программы для чтения цифровых книг на мобильных устройствах Apple, оснащённой теперь «ученическим» режимом. Поскольку сверстать такой учебник явно непросто, компания предусмотрела (тоже бесплатный) инструмент для вёрстки iBooks Author: с его помощью можно на скорую руку превратить в цифровой вид любой обычный учебник (текст, графика, скукота), а можно изготовить насыщенную видеопримерами, 3D-иллюстрациями, интерактивными элементами цифровую книгу будущего.
Технически основой для книжек iBooks служит открытый формат EPUB (главное достоинство — документ может быть на лету переформатирован под особенности устройства, на котором отображается), но Apple улучшила его, добавив собственные расширения. Естественно, отображаться корректно такие книги могут только в iBooks.
На момент презентации, в «ученическом» разделе книжного магазина Apple (iBookstore) было меньше десяти томов. Но это только начало. По крайней мере в США компания уже заключила договора с издателями, владеющими 90% рынка образовательной литературы. Больше того, Apple сумела уговорить издателей выпускать цифровые учебники по цене от 15 долларов и ниже. Может показаться, что это дорого, однако, всё познаётся в сравнении.
Несколько упрощая, сегодня в Соединённых Штатах хороший учебник может стоить под сотню долларов, но и покупают их не сами учащиеся, а образовательные учреждения. Книга служит примерно пять лет, после чего её заменяю. Apple надеется изменить эту бизнес-модель, продавая учебники школьникам, не школам. При цене в 15 долларов за издание может оказаться, что общие расходы родителей на учебную литературу уменьшатся. Издатели же, хоть и будут вынуждены снизить цену, заработают больше, так как продаваться каждый том будет чаще.
Таков общий смысл презентации Apple. И сказать, что она сорвала овации, значит не сказать ничего. Вот уже неделю её буквально носят на руках, называя пророком и организатором образовательной революции. И вполне заслуженно! В отличие от прочих претендентов вроде британо-российского «нанопластикового» альянса Plastic Logic (см. «Ё-учебник для России»; кстати, где он сейчас, как успехи, кто-нибудь знает?), Apple имеет реальный шанс повлиять на развитие ситуации. Потому что она уже — не теоретически, на самом деле! — сумела вписать свои наработки в образовательный процесс.
По собственным данным Apple (пусть даже со скидкой на искажения в сторону желаемого) полтора миллиона iPad так или иначе используются в школах и институтах, портал iTunes U предлагает доступ к полумиллиону бесплатных лекций и прочих подобных материалов, а планшетный раздел Apple App Store содержит больше 20 тысяч программ, полезных для учащихся. iPad проникает в образование точно так же, как в бизнес. Пользователи находят устройство достаточно удобным не только для игр, но и для серьёзных занятий — и называйте это консюмеризацией или как-то ещё, суть не изменится: Apple — пока единственная компания, которой действительно по силам переписать правила игры в индустрии образования.
Конечно, даже полутора миллионов Айпадов в ранцах недостаточно, чтобы сдвинуть с места такую глыбу. Необходим встречный импульс со стороны образовательных учреждений и государства: цифровые учебники кто-то должен утвердить, организовать внедрение их в учебный процесс, состыковать с бумажными учебниками, которые наверняка будут востребованы и через десять, и через пятьдесят лет. Кроме того, нужно преодолеть культурный барьер. Школы часто придерживаются консервативных взглядов, считая высокие технологии за партой лишним раздражителем (с бумажной книгой в Тетрис не поиграешь).
Но и Apple действует не одними только уговорами. Пряник, которым она заманивает школы и институты, учащихся и издателей — мода, низкие цены, богатая функциональность, невиданные возможности. Как вам, например, идея продавать дополнительные материалы прямо в учебниках? За доллар или купон, предоставленный школой, можно купить лишнюю главу с примерами, подборку качественных иллюстраций и т.п. Кнут, который компания держит за спиной, но о существовании которого как минимум однажды, ещё при Стиве Джобсе, уже намекала, это возможность раздачи учебников бесплатно. Наличности у Apple хватит.
В любом случае конечная цель одна: расшатать и реформировать образовательный рынок. Заставить покупателей сменить предпочтения, заставить издателей быть сговорчивей и перейти с бумаги на цифру. А самой стать посредником, помогающим сторонам встретиться. Получилось же десять лет назад с музыкой!