В октябре 2010, демонстрируя журналистам следующую версию Mac OS X — 10.7 Lion — Стив Джобс подметил новую, неожиданную тенденцию. Операционная система iOS, «выведенная» из Mac OS X тремя годами ранее, накопила объём самостоятельных наработок достойный обратного переноса. Джобс назвал это Back to the Mac (букв. обратно на Макинтош) и Mac OS X 10.7 стала первой, принявшей весомую порцию iOS-инноваций. В десктоп-операционке появились поддержка жестов, полноэкранный режим работы приложений, продолжение работы с места останова, свой онлайновый софтверный магазин и прочее.
На минувшей неделе список iOS-заимствований продолжили. Представленная разработчикам Mac OS X 10.8 Mountain Lion не зря пересекается именем с предшественницей: революционных новшеств в ней раз два и обчёлся, зато из просто новых фишек практически каждая уходит корнями в мобильную ОС.
Даже если вы не работаете на платформе Mac, перечень изменений расскажет о многом. Облачный накопитель iCloud теперь интегрирован в операционную систему и настройка его проводится уже на первых шагах системной инсталляции. При 100 миллионах зарегистрированных пользователей, он до сих пор был недооценён, поддерживался только отдельными десктоп-приложениями.
Теперь iCloud выступает не столько в качестве внешнего накопителя, сколько в роли невидимой связующей нити между всеми Apple-устройствами, принадлежащими отдельно взятому пользователю. Изменение документа (из числа поддерживаемых iOS и OS X форматов) приведёт к мгновенному изменению того же документа на всех прочих устройствах. Не все форматы пока поддерживаются, но Apple ясно даёт понять, что это дело ближайшего будущего.
Twitter займёт в новой Mac OS X такое же место, какое уже занял в iOS 5: не просто внешнего приложения, но системного сервиса, доступ к которому (в перспективе) можно получить из любой программы в любой момент, не задумываясь о вводе пароля.
Одновременно OS X обзавелась коммуникационным центром в виде приложения Messages, центром уведомлений Notification Centre, напоминалкой Reminders, игровым хабом Game Center, записной книжкой Notes, механизмом обмена контентом AirPlay и так далее, и так далее, вплоть до ускорения периодичности обновлений до одного раза в год.
Все эти имена, функции и свойства хорошо знакомы владельцам iPhone и iPad. Так что нововведения в OS X 10.8 могут показаться странными, если вы начинали знакомство с персоналкой с… гм… персоналки. Но — естественными и разумными, если на Mac вы пришли со смартфона iPhone или планшетки iPad.
Это ключевой момент. Превращая свою настольную операционную систему в подобие мобильной, Apple руководствуется объективным фактом: для очень многих новообращённых Mac-пользователей путешествие в «яблочный» мир началось с iOS-устройств. Эти пользователи, покупая первый в своей жизни Макинтош, ожидают попасть в знакомую по планшетке или смартфону рабочую среду. Не разочаровать их чрезвычайно важно.
Так называемый гало-эффект был заметен и раньше, до появления iPhone и iPad: покупатели плеера iPod нередко обращали внимание на компьютеры Apple. Но теперь эффект во много раз сильней — и не только потому, что Apple расширила ассортимент мобильных устройств. iPod «работал» только в развитых странах (в развивающихся цифровую музыку не покупали). Айфоны и Айпады «работают» везде, привлекая к Макинтошам на порядок больше людей.
Понять важность мобильной платформы для Apple можно и основываясь на сухой статистике. Только за минувший год компания продала 156 миллионов iOS-устройств — всего за год больше, чем компьютеров Mac за всю их историю! Неудивительно, что веб-трафик, порождаемый пользователями iOS, местами уже превзошёл долю OS X.
Можно возразить, что сравнивать смартфоны и планшетки с персоналками — всё равно, что сравнивать тёплое с мягким. Но утверждать так как минимум невыгодно. Первой взяв курс на постперсональную эпоху — где мобильные устройства уравнены в правах с компьютерами — Apple добилась большего, чем все её скептики-соперники вместе взятые.
В минувшем году смартфоны и планшетки Apple устранили функциональный разрыв с её компьютерным семейством (попросту: для полноценной работы с ними компьютер больше не нужен). А вектор инноваций определённо сместился в мобильную сторону: и новые свойства операционной системы, и «железо» (см. «Какие тайны скрывает сердце нового Айпада?») разрабатываются теперь в первую очередь для мобильных устройств. Логичная концовка в виде слияния операционных систем угадывалась ещё прошлой весной (см. «Apple готовится к переезду на ARM»). С тех пор эта версия только окрепла. Появившись на днях перед инвесторами, Тим Кук не стал исключать возможность ни переезда Mac с x86 на собственный ARM-процессор, ни конвергенции операционных систем.
Впрочем если это и случится, то не скоро. Apple с переездом не спешит и действует очень умно, стирая различия между мобильной и стационарной платформой там, где это выгодно, но оставляя их и даже подчёркивая в других случаях. Вспомните о голосовом помощнике Siri, самом ярком новшестве iOS 5 (см. «Мастер разговорного жанра»). Он не вошёл в OS X 10.8 — и, вероятно, не только из-за аппаратных нестыковок (на Маках один микрофон, тогда как на iPhone их два, помогающих выделить голос из постороннего шума). Считается, что хорошего применения для Siri на персоналке не нашлось и, следуя своей обычной логике эстет-минимализма, Apple предпочла не нагружать систему лишней функцией. Парой лет ранее аналогичная участь постигла мечту о Mac-ноутбуке с сенсорным экраном.
Тот же осторожный подход просматривается и в вопросе контроля за программным обеспечением. Если iOS-приложения можно устанавливать только из Apple App Store, программы для OS X 10.8 по-прежнему могут поступать из любых источников. Вместо тотального ограничения предусмотрен новый инструмент (Gatekeeper), контролирующий происхождение программ и тем самым уменьшающий риск заражения системы вредоносным софтом.
Официальный релиз Mac OS X 10.8 запланирован на лето. Некоторый ропот среди пользователей вызвало известие, что работать новая версия будет только на компьютерах, выпущенных после 2007 года (детали уточняются). Но если это и так, пользователям придётся смириться. Apple единственная из Большой тройки вендоров операционных систем (плюс Microsoft и Google) зарабатывает на продаже не программного обеспечения, а «железа». И планы у неё поистине наполеоновские. По словам Кука, компания достигла многого, но даже 37 миллионов Айфонов, проданных в последнем квартале, означают, что трое из четырёх жителей Земли, потратившихся на смартфоны за тот же период, выбрали не продукт Apple.