Безопасность авиаперелётов была и останется актуальным вопросом пока существует гражданская авиация. Но за последние пару лет дискуссия в этой области приобрела специфический оттенок. После инцидента 2009 года с нигерийским бомбистом, спрятавшим пластиковую взрывчатку в исподнем и пытавшимся подорвать авиалайнер во время рейса из Амстердама в Детройт, мир охватила настоящая лихорадка.
Классические металлодетекторы были признаны неэффективными, на замену им предложили так называемые сканеры тела (full-body scanner, FBS): дорогущие высокотехнологичные аппараты, не просто попискивающие при обнаружении на теле человека подозрительного предмета, а «раздевающие» людей. Виртуально, конечно, только на компьютерном экране и только для агентов службы безопасности аэропортов. Но даже в таком виде идея понравилась немногим пассажирам. Кстати, забегая вперёд, вряд ли понравилась бы и вам — а ведь вы наверняка через такое устройство проходили, о том не зная.
Несмотря на сложнейшую электронную начинку, принцип действия таких устройств достаточно прост. Помните, как работает радиолокатор? Передатчик излучает радиоволны, часть их, отражённая от препятствий, возвращается назад, улавливается приёмником и на экране появляется схематическое изображение пространства впереди. Сканеры тела используют радиоволны такой длины (микроволновое или рентгеновское излучение), что разглядеть на экране можно объекты миллиметровой величины, причём одежда для такого излучения не помеха. Человек останавливается на несколько секунд в кабинке сканера — и перед оператором появляется детализированное изображение его тела, со всеми предметами, спрятанными под одеждой.
Сторонники FBS превозносят достоинства таких аппаратов. Не раздевая пассажира, не подвергая его мучительной процедуре досмотра (в США представитель службы безопасности вправе ощупать вас даже в районе гениталий), можно быстро обнаружить все потенциально опасные инородные объекты, вплоть до капсул и пакетиков величиной с ноготь. Не только из металла, но из любых материалов с удельной плотностью выше воды. Да, стоят они недёшево (сильно за 100 тысяч долларов каждый), зато и умеют намного больше старых «тупых» металлоискателей.
Сканеры тела придуманы не вчера, их рентгеновские варианты эксплуатируются уже около двадцати лет. Но никогда ещё они не применялись в аэропортах. Только в последние три года обстановка вынудила начать испытания FBS для проверки авиапассажиров. Пример подала Европа, но Соединённые Штаты стали первой страной, развернувшей по-настоящему масштабную скан-кампанию. Государственное Управление безопасности транспорта США (TSA) получило карт-бланш на приобретение и установку не единичных экземпляров, а сотен сканеров новейших моделей. И к настоящему моменту установило свыше 600 штук, планируя довести их общее число до тысячи в ближайший год.
Где-то в этот период в популярной прессе стала появляться и первая робкая критика. Противники FBS усматривают в них три недостатка. Во-первых, и рентгеновское, и микроволновое облучение даже в скромных дозах может вызывать необратимые изменения в человеческом организме, в частности, появление или ускоренный рост раковых клеток. Производители сканеров настаивают, что дозы слишком малы, но — в точности по Нассиму Талебу — отсутствие доказательства вредного влияния не может считаться доказательством отсутствия, и прессу, а вместе с ней и общественность на Западе проблема возможного вреда от сканеров тела беспокоит.
Вторым минусом считается чрезмерная э-э… инвазивность. Рентгеновские FBS генерируют плоскую картинку, микроволновые дают трёхмерный образ — но и те, и другие рисуют на экране точное изображение голого тела. Вашего голого тела. И изучает его не автоматика, точнее — не только автоматика, а и живой человек, агент службы безопасности аэропорта.
По мере того, как осознание этого факта доходило до публики, производители сканеров совершенствовали свои устройства: научили их автоматически смазывать лицо и гениталии (уж простите за прямоту, половой член, к примеру, заменяется соответствующей длины полоской), а в последних моделях заменять даже само тело схематическим изображением человеческой фигуры. Но есть факты, достоверно свидетельствующие, что и сейчас у операторов FBS имеется возможность рассматривать «жертву» во всех подробностях. Вот почему за сканерами тела — с лёгкой руки кого-то из первых исследователей, задумавшихся о социальном эффекте — закрепилось ироничное название «стрип-сканеры».
Наконец третий недостаток — сомнительная эффективность. Сканеры тела плохо идентифицируют объекты с невысокой плотностью (жидкости), есть трудности с визуализацией пластиковой взрывчатки, приклеенной к животу. И уже несколько лет обсуждается теоретическая возможность пронести опасный объект через FBS, воспользовавшись такой его глупой особенностью как тёмный фон, на котором изображается тело. Ведь подозрительные объекты тоже визуализуются тёмными тонами. Что если спрятать, скажем, пистолет в наружнем боковом кармане? При досмотре он сольётся с фоном и не будет обнаружен.
Что ж, нашёлся смельчак, который решил опробовать эту идею лично. Американец Джонатан Корбетт спрятал увесистую металлическую коробочку (предположительно со взрывчаткой или опасными лезвиями) в пришитый наружный карман — и успешно миновал сканеры в двух американских аэропортах, попутно засняв эксперимент на видео. По словам Корбетта, TSA давно знает о проблеме, но не желает её признавать. Ведь закупка сканеров тела уже обошлась американским налогоплательщикам в сумму от одного миллиарда долларов (по скромным оценкам).
Справедливости ради следует отметить, что не все согласились с выводами Корбетта. Комментируя его опыт, некоторые эксперты предположили, что «маленькая металлическая коробочка» просто не входит в список потенциально опасных предметов, почему и были проигнорирована на досмотре. Кроме того, сканеры тела — лишь один из элементов сложного, многоступенчатого комплекса систем и процедур обеспечения безопасности (там же анализ поведения пассажиров, служебные собаки, агенты в самолётах и т.д.). Тем не менее последнее слово было за самой TSA, а вот она-то среагировала неожиданно.

Не в силах обойти вниманием эксперимент Корбетта (полтора миллиона просмотров как-никак), TSA опубликовало в официальном блоге пространный материал, смысл которого сводится к утверждению: прежде чем купить сканеры, мы их конечно же как следует испытали! Тот факт, что TSA не стала отрицать наличие «слепой зоны», да ещё и попыталась надавить на нескольких блоггеров, чтобы те не писали про опыт с коробочкой, однозначно расценено как признание вины.
Разрастающийся скандал стал вторым по счёту за последний месяц, связанным со сканерами тела. Первый устроила в феврале американка, заподозрившая, что агенты TSA заставили её пройти процедуру сканирования несколько раз только чтобы лучше разглядеть без одежды. Поскольку подобные жалобы звучат всё чаще, за инцидент уцепились журналисты CBS — и, проанализировав жалобные книги TSA, выявили закономерность: терпеть процедуру повторного сканирования чаще всего приходится не страдающим избыточным весом темнокожим мужикам, а молодым женщинам.
Вспомните теперь, что подавляющее большинство FBS-аппаратов в аэропортах США уже обновлены таким образом, что, якобы, при отсутствии подозрительных предметов на теле, демонстрируют оператору даже не фигурку человека, а только флажок с надписью «Всё в порядке!». Надо полагать, агенты TSA, страдающие от скуки или приступов вуайеризма, таки нашли способ обойти ограничения и наслаждаться видами обнажённой натуры.
И вот тут стоит оглянуться. Соединённые Штаты стали единственной из развитых стран, в аэропортах которой сканеры тела получили широкое распространение. Евросоюз, Австралия, Израиль ограничились единичными испытаниями, либо рекомендовали не устанавливать подобные устройства по причине низкой эффективности и невыясненного влияния на здоровье человека. Корбетт, называющий всю затею со сканерами мошенничеством, считает, что США стали жертвой коррупции. Высокопоставленные чиновники TSA, якобы, получали деньги от производителей FBS (Rapiscan, L-3 Communications) «за консалтинговые услуги» — прозрачная схема, которую Джонатан надеется вскрыть, подав на TSA в суд.
Россию зараза FBS как будто бы обошла стороной, но не торопитесь с выводами. Вспомните лучше, не доводилось ли вам проходить в отечественных аэропортах через странного вида «металлоискатель», где вас заставляли поднять руки, а вокруг вращались две рамки? Конечно вас никто не предупредил о свойствах аппарата и возможном вреде, но это как раз и был микроволновый сканер тела.
Лично мне довелось пройти через такое устройство дважды. С супругой. Которая буквально только что, за завтраком, потеряла дар речи, когда я показал ей что видел оператор сканера на экране. У нас, в отличие от Штатов, где пассажир, вызывающий подозрения, вправе предпочесть простой обыск, процедура сканирования на международных линиях обязательна для всех.