Новый iPad мало того, что наделал шуму сам по себе, так ещё и спровоцировал волну дискуссий на темы, имеющие отношение не только к Apple и планшеткам, но перспективным технологиям вообще. Что считать дисплеем сверхвысокого разрешения и какое будущее их ждёт, насколько опасен перезаряд литий-полимерных аккумуляторов, какие гадости продают под маркой «4G» (см. «Почему не стоит спешить с покупкой нового Айпада», «Как бы 4G»)? Последний из поднятых вопросов — будущее крохотного элемента, установленного сегодня и в iPad, и в сотнях миллионов других планшеток, смартфонов, просто мобильных телефонов, и даже ноутбуков. Будущее SIM-карты.
SIM — аббревиатура, раскрываемая как Subscriber Identity Module, модуль идентификации абонента. Вот уже два десятилетия этот миниатюрный чип служит своеобразным паспортом для пользователей цифровой сотовой связи. Он хранит все сведения, необходимые для идентификации абонента в сети, а одновременно и некоторые полезные данные вроде телефонной книги и настроек мобильного устройства. Но SIM-карта — не просто чип памяти. На самом деле это самостоятельный компьютер со своим микропроцессором, операционной системой и прочими атрибутами. Эдакое электронное чудо, умещающееся на мизинце.
Однако понятия «слишком маленький» для конструкторов электроники не существует, миниатюризация техники — процесс непрерывный и бесконечный. С момента появления на рынке в 1991 году, SIM-карта тоже пережила несколько этапов последовательного уменьшения. Размеры её первой версии были идентичны обычной «кредитке». Вторая версия, мини-SIM, лишилась бесполезного пластика по краям, усохнув до размеров ногтя. Третья, микро-SIM, стала ещё почти вдвое короче (15х12х0.76 мм).
Но и эти габариты кажутся сегодня роскошью. Внутренняя компоновка электронных устройств настолько плотная, что у инженеров, пытающихся втиснуть в тот же корпус новый функционал, вариантов всего два: либо уменьшить уже существующие детали, либо что-то выкинуть. Так родилась идея «нано-SIM».

Apple, первой задумавшаяся об очередном уменьшении габаритов SIM, предложила минимизировать чип до предела (12.3х8.8 мм), но оставить электронную начинку без изменений. Преимущество такого варианта — в совместимости со старыми мобильными устройствами, понимающими только микро-SIM или мини-SIM: нано-версию чипа можно будет вставить в них, воспользовавшись простейшим адаптером.
Но в Европейский институт телекоммуникационных стандартов (ETSI) поступило и альтернативное предложение — от Nokia. Финский вариант нано-SIM отличает необычная форма. «Симку» Nokia можно вставлять и извлекать из мобильного устройства нажатием пальца (так же, как в её телефонах сегодня загружаются карточки микро-SD). Эта и некоторые другие особенности делают вариант Nokia несовместимым с ранее выпущенными мобильными устройствами.
Вообще-то ETSI может утвердить оба варианта, но это непрактично, а потому ожидается, что один из них отклонят. И по мере того, как близится день голосования, вокруг нано-SIM разгорелись нешуточные страсти. Вариант Apple поддержали сотни операторов. За Nokia вступились Research In Motion и Motorola Mobility (фактически Google). Полемика, носившая изначально чисто технический характер (у «симки» Apple неудачные размеры, так что неосторожный пользователь может попытаться засунуть её в гнездо для микро-SIM и сломать; «симка» Nokia потребует значительных конструктивных изменений), быстро переросла в подковёрную борьбу, обещания и угрозы.
Apple развернула широкую лоббистскую кампанию среди операторов, зарегистрировала в ETSI несколько своих европейских подразделений, чтобы таким образом получить больший вес в процедуре голосования, и пообещала бесплатно предоставить лицензии на все патенты, связанные с её конструкцией нано-SIM. В ответ Nokia публично усомнилась в правомерности махинаций Apple с голосами, сказала, что ей неизвестно о каких-либо значимых патентах, которые Apple обещает раздавать нахаляву, и заявила, что откажется предоставлять лицензию уже на свои связанные с SIM-патенты (полсотни штук), если члены ETSI проголосуют в пользу американского предложения.
Голосование, кстати, назначено на сегодня. А взаимные обвинения за последнюю неделю переплелись в такой кошмарный клубок, что пытаться вникнуть в их суть популярная пресса уже и не пытается. Интересней и продуктивней задаться вопросом чего ради электронные гиганты устроили такую грызню. На этот счёт тоже высказано несколько предположений, но доминирует одно: Apple пытается сосредоточить в своих руках контроль над каждым элементом выпускаемых ею мобильных устройств. Она уже добилась практически идеальной вертикальной интеграции, снабжая себя сама всем, от микропроцессоров до программного обеспечения. Но сотовая связь остаётся ей неподвластна.
Продавая Айфоны и Айпады, Apple вынуждена сотрудничать с операторами сотовой связи, которые собственно и предоставляют SIM-карты. А вообразите, как здорово было бы… обойтись вовсе без SIM-карт! Купив Айфон в магазине Apple, клиент отправляется в Apple App Store, выбирает один или несколько понравившихся тарифных планов от нескольких операторов (в точности так же, как выбирает мобильные приложения), «скачивает» их на смартфон, и — вуаля — может использовать их все одновременно, или только самый дешёвый в данное время суток, самый дешёвый в данном географическом районе, и так далее.
Но постойте, воскликнете вы. Как такое возможно — скачать тариф на телефон? Да очень просто, если вместо обычной SIM-карты, принадлежащей отдельно взятому оператору, в вашем телефоне будет стоять так называемая универсальная, встроенная, перепрограммируемая SIM-карта, к примеру, от Apple.
Вспомните, ведь «симка» — компьютер, хранящий набор цифр (ваш идентификатор в данной сети). Почему нельзя менять этот набор по вашему желанию? Скачать новый или выбрать из уже скачанных самый выгодный в данный момент и данном месте? И тогда, чтобы переключиться с тарифа на тариф, с одного оператора на другого, уже не нужно будет переставлять «симки»: вся необходимая информация будет лежать в памяти смартфона, в перепрограммируемой SIM-карте.
Конечно в этом светлом будущем операторам придётся плясать под дудку Apple (отчислять проценты за размещения тарифа в App Store, думать о конкуренции, которая обострится невиданно — ведь сменить оператора можно будет нажатием клавиши, и т.д.). Вот почему попытка Стива Джобса установить в iPhone 4 встроенную SIM наткнулась на ожесточённое сопротивление: Vodafone, France Telecom, Telefonica и другие гиганты мобильной связи два года назад вынудили Apple повременить с этой идеей. Но не отказаться, как мы видим сейчас.
Считается, что упорство, с которым Apple отстаивает свой вариант нано-SIM, имеет непосредственное отношение к идее перепрограммируемой SIM-карты. Сегодня, владея патентами на нано-SIM, Apple определяет формат. Завтра, оттолкнувшись от достигнутого, сможет продавить и свой вариант перепрограммируемой «симки», на который у неё тоже уже оформлен патент.
Как бы ни развивались события дальше, отказ от SIM-карты в классической пластиковой форме неминуем: слишком много этот шаг обещает и для абонентов, и для техники (облегчается роуминг, поддержка сотовой связи разнообразными мобильными устройствами помимо смартфонов и планшеток, и т.п.). И совсем не удивительно, что те же самые имена, которые фигурировали в списке оппонентов Apple два года назад (Vodafone и прочая), год назад засветились в собственном проекте по разработке перепрограммируемой SIM. Операторы, очевидно, надеются придумать свой вариант карты и сохранить некоторую степень контроля над ситуацией.
Поскольку процесс пока идёт за закрытыми дверями, подробностей крайне мало. Но принимая во внимание, что в баталиях вокруг нано-SIM операторы выступают на стороне Apple, можно предположить, что они нашли общий язык и по вопросу перепрограммируемого варианта. Впрочем тут мы ступаем на шаткую почву предположений. Многое должно проясниться после выпуска пятой модели iPhone.
P.S. В статье использована иллюстрация Karl Baron.