Чем ближе релиз Windows 8 (на начало августа намечен выпуск версии для производителей, на 26 октября — официальный публичный запуск), тем больше внимания уделяет ей пресса. Но вот парадокс, в отличие от прошлых лет, когда новых версий операционной системы ждали с плохо скрываемым нетерпением, Восьмёрку буквально закапывают в землю не дожидаясь показа финального варианта. Она будет катастрофой — и для рядовых пользователей, и для бизнеса, и для самой Microsoft: вот квинтэссенция настроений, царящих сейчас в англоязычных СМИ.
Словечко «катастрофа» применительно к «самой революционной версии Windows со времён Windows 95» запустил Гейб Ньюэлл, некогда сотрудник Microsoft, а ныне глава преуспевающей Valve Software (помните «Бизнес без начальников»?). Ньюэлл — фигура авторитетная, и когда он сообщает, что его компания переносит свой главный продукт — платформу дистрибуции цифровых продуктов Steam, на которую завязаны несколько тысяч популярных игр — под Linux, чтобы захеджировать риски, связанные с Windows 8, это вызывает оживлённую дискуссию. Но Ньюэлл не одинок.
Ему вторит Роб Пардо (один из первых лиц Blizzard Entertainment: World of Warcraft, Diablo III), Гуннар Бергер (один из ведущих аналитиков Gartner) и бесчисленное множество менее известных аналитиков, обозревателей, блоггеров. Их совместными усилиями за несколько последних недель нарисована мрачная картину будущего, в которое пытается затащить нас команда Стива Балмера.
От человека к человеку, от компании к компании аргументы меняются. Но в общем недостатки Восьмёрки можно подразделить на четыре категории, каждая из которых имеет значение для определённого круга пользователей. Первая, самая очевидная и сравнительно хорошо проанализированная, касается пользователей рядовых.
Новаторский внешний вид — тайлы вместо «окон», отсутствие знакомых элементов рабочего стола да и самого рабочего стола в привычном виде, масса новых деталей и приёмов — потребуют не просто забыть многое из того, что обывателю удалось выучить за семнадцать лет доминирования Windows 95-подобного интерфейса, но и снова сесть за учебники. Сотни миллионов владельцев домашних PC почти наверняка испытают шок, оказавшись с глазу на глаз с Windows 8. Если же учесть, что качество исполнения прикладных программ от Семёрки к Восьмёрке принципиально не изменится, многие из юзеров наверняка предпочтут остаться с Windows 7.
Следующим, кто натерпится от Восьмёрки, будут пользователи деловые. Считается, что Microsoft возлагает большие надежды на консюмеризацию. Мол, испытав Восьмёрку дома, сотрудники вынудят начальство перевести на неё и рабочие места. К тому же она привнесёт в бизнес унификацию корпоративного инфопространства: управляя и серверами, и десктопами, и мобильными устройствами (планшетки, смартфоны), она несомненно облегчит перенос данных и совместную работу в больших коллективах. Однако даже если Windows 8 завоюет сердца домашних пользователей (что отнюдь не предрешено, как вы понимаете), есть ещё одна преграда. Всё тот же новаторский тайловый интерфейс должен завоевать признание у бизнеса.
Внешний вид системы очевидно спроектирован с прицелом на сенсорные дисплеи, а значит пальцы и стилус. Восьмёркой удобно управлять, когда она работает на планшетке или ноутбуке с дисплеем, чувствительным к прикосновениям. Но лишь незначительный процент персоналок в офисах сегодня может похвастаться тач-функциональностью. В подавляющем большинстве случаев Windows 8 предстоит работать на обычных PC, где в распоряжении пользователя будут только клавиатура и мышь.
И вот тут начинаются проблемы: управление тайлами с помощью мыши, повторение мышью естественных для пальцевого ввода экранных жестов и прочие подобные трюки предположительно окажутся непростыми и неэффективными. Так что предприятиям, решившимся перейти на Восьмёрку, придётся раскошелиться не только на лицензии, но и на переобучение персонала, и на приобретение новых компьютеров. А им наверняка есть куда потратить деньги, помимо такого апгрейда.
Следующим, кто пострадает от Восьмёрки, будут разработчики программного обеспечения. Выпуская новую ОС, Microsoft намерена внедриться в денежные потоки, текущие от пользователей к девелоперам: программы для Windows 8, использующие тайловый интерфейс, должны будут распространяться только через официальный магазин приложений Windows Store, контролируемый Microsoft. А это, кроме меньшего удобства, означает ещё и необходимость отчислять софтверному гиганту 30% мзду с каждой продажи. Конечно можно сказать, что без Windows Store разработчики софта для Windows не заработают вообще ни копейки, но уж очень это похоже на попытку обложить софтверную индустрию данью.
Наконец пострадают и, вероятно, перепрофилируются или покинут бизнес многие производители PC. Им и так живётся несладко. Лишь Apple единственная из всех производителей персоналок наслаждается ростом, у остальных — запас по цене тончайший, продажи продолжают падать, AMD констатирует худеющие три квартала подряд продажи PC (впервые за последние одиннадцать лет), а Lenovo, пробивающаяся на первое место по объёмам продаж среди вендоров PC-совместимых машин, добивается своего выедая доли конкурентов и продавая уже чуть ли не себе в убыток (маржа у неё полтора процента, что в разы меньше показателей для HP и Dell).
Кстати, Майкл Делл на днях заявил, что его компания больше не должна считаться производителем персоналок: она переориентировалась на ИТ-сервисы, системы хранения данных, безопасность, в общем почти то же самое, чем давно занимаются IBM и HP.
На этом безрадостном фоне решение Microsoft закрыть экосистему Windows от посторонних, пропуская в неё только через двери Windows Store, выглядит минимум бестактным. Предположительно это помешает PC-вендорам зарабатывать на предустанавливаемом на персоналки программном обеспечении.
Подводя черту критики предполагают: Восьмёрке не суждено повторить стремительный взлёт Windows 7. Продукт будет принят настороженно (если не сказать: плохо), ни обыватели, ни бизнес не станут торопиться с апгрейдом. Чтобы Восьмёрка не стала трагедией для самого софтверного гиганта, команде Балмера предстоит трудиться следующие пару лет в поте лица — над созданием системы-наследницы, в которой будут устранены узкие места Windows 8. Тогда, может быть, у Девятки будет шанс, и Microsoft Windows выстоит в схватке с новыми угрозами.