В офисной тематике есть несколько вопросов, которые чрезвычайно болезненно воспринимаются как работниками, так и работодателями. Это свободный график и работа на дому (как тут удержать дисциплину и производительность?), это служебные романы (влияние которых на атмосферу в коллективе до сих пор не определено: кто говорит, что флирт и интрижки действуют на коллектив в целом благоприятно, кто — что категорически негативно), и отдых в рабочее время.
Принятая по умолчанию во всём цивилизованном мире схема предполагает короткий перерыв посреди трудового дня, необходимый для спокойного приёма пищи. И всё. Точка! Но пусть поднимут сейчас руки те, кто хоть раз не мечтал, чтобы к стандартному часу на обед добавили бы ещё полчасика «на поспать». Ну или хотя бы разрешили (и помогли) заменить обеденный перерыв сном!
Сразу прошу прощения, что начну рассказ с личного примера, но мне эта тема очень близка. Практически всю свою взрослую жизнь я тружусь вне офиса. И всё это время следую правилу: как только посреди запала рабочего дня чувствую, что начинаю «вырубаться», отправляюсь (на диван, на кресло, да даже в серверную, чёрт побери) вздремнуть.
Поначалу, первые месяцы после института, заснуть мешали вбитые в голову стереотипы (ну вы знаете, «солнце ещё высоко, работать, негры!»). Но это, как говорится, лечится. А когда наработана привычка, быстро погрузиться в сон совсем несложно: минута-другая и я отключаюсь. И через тридцать минут уже снова на ногах.
Я не слишком откровенничаю с друзьями, чтобы не трепать понапрасну нервы — им, осевшим в окологосударственных, да и частных компаниях, где, кажется, сама мысль о «сонном часе» карается смертью. А когда сталкиваюсь с критикой, вспоминаю Черчилля, который, говорят, отдавал ежедневные шестьдесят минут сну даже в самые напряжённые периоды Второй мировой — и тем самым поддерживал работоспособность с раннего утра и заполночь.
В точку! Могу поклясться на Трудовом кодексе РФ, 20-30 минут сна после обеда, буквально одно погружение в дрёму, и голова снова свежая, и я готов, если понадобится, вкалывать до первых петухов. Собственно это и помогло мне в своё время справиться с догмой «не спать!»: день вне офиса не нормирован, работать с утра и до ночи приходится часто, боссам подавай результат, а не отметку «прибыл — убыл»…
Как выглядит переход от бодрствования ко сну с точки зрения нейрофизиологов? Не претендуя на стопроцентную точность (пусть поправят знатоки, если ошибаюсь), это момент, когда клетки головного мозга подвергаются короткому действию хаотичных электрических импульсов («встряхиваются») и переключаются в режим пониженной нагрузки. Эксперименты на отдельных нейронах показали, что такой встряски достаточно, чтобы вернуть уставшей нервной клетке нормальную работоспособность. Вот почему даже короткий дневной сон так эффективен. И пусть подтвердят счастливчики, которые его практикуют: «проваливаешься» уставший на несколько минут, поднимаешься — и ты в полном порядке.
Но вы не обязаны верить мне на слово. Западная деловая пресса мусолит тему дневного сна периодически и как раз сейчас вспоминает (неоднократно повторявшийся) замечательный научный эксперимент пятилетней давности, авторы которого пришли к выводу: вздремнув всего 10 минут после обеда, несчастный офисный трудяга значительно восстанавливает концентрацию и продуктивность.
Задавшись целью выявить оптимальную продолжительность «сончаса», исследователи взяли два десятка совершеннолетних подопытных (нормально спящих ночью, но не имевших привычки прерываться на сон днём) и разделили их на пять групп. От первой требовали работать без перерыва, другим позволялось вздремнуть соответственно 5, 10, 20 и 30 минут. Затем каждый испытуемый прошёл через серию тестов для оценки ощущений и физического состояния.
Наилучший результат дала 10-минутная «отключка», обеспечившая немедленный положительный рывок всех психофизических показателей, начиная от субъективной сонливости (отсутствует) и заканчивая сообразительностью (максимальная). Эффект сохранялся на протяжении почти трёх часов. Иначе говоря до конца рабочего дня.
Справедливости ради следует отметить, что то же самое исследование выявило и неприятный побочный эффект плохо спланированного дневного отдыха. Большинство подопытных, которым позволялось «вырубиться» на полчаса, погружались в так называемый глубокий сон, выходить из которого сложно: проявляется заторможенность, дезориентация. Нельзя устраивать перерыв и слишком поздно, иначе пострадает уже качество сна ночного. Впрочем тут на помощь человеку готовы прийти технологии самоквантования, способные определить и лучшее время для сна, и продолжительность. А вот кто или что поможет преодолеть сопротивление культурное?
Буквально всё, от личного опыта немногочисленных счастливчиков до научных данных, свидетельствует, что дневной сон благоприятно сказывается на работоспособности. А что может быть важнее для отдельно взятой компании, чем бодрость, адекватность, активность сотрудников на протяжении всего рабочего дня? Так почему же в подавляющем большинстве компаний и организаций спать на рабочем месте всё ещё считается равноценным преступлению? Как хорошо подытожил недавно шеф Федерального управления гражданской авиации США, «Мы платим своим людям не за то, чтоб они спали». И это сказал шеф авиадиспетчеров, от внимательности которых зависят жизни! Что уж говорить про мелкий бизнес.
Но какие ещё доказательства нужны, какие ещё можно предъявить, чтобы общество, наконец, распрощалось с этой глупой, контрпродуктивной иллюзией: спать — значит лениться? Разве что измерить работоспособность отдохнувшего сотрудника в денежном эквиваленте? А ведь можно просто посмотреть на прогрессивных гигантов вроде Facebook, Google, Intel (ах, я слышал чудесные истории о нижегородском филиале!), предоставляющих работникам право распоряжаться своим временем самостоятельно, выделяющих зоны отдыха в рабочих помещениях — и предположить, что частью успеха эти грандиозные бизнес-машины обязаны именно выспавшемуся, хорошо отдохнувшему «винтику».
На Западе подвижки есть. Интернет-стартапы поголовно культивируют свободный график. Но даже в такой закоснелой области как медицина за последние годы поменялось кое-что: добились, к примеру, ограничения продолжительности смен для интернов (которые обязаны почти что жить на работе, ну совсем как в «Докторе Хаусе»). В России…
Рискну предположить, сопротивление отечественных компаний идее расширить отдых сотрудников в значительной степени покоится на пронизывающем всю управленческую иерархию страхе утраты контроля. Среднестатистический российский офисный трудяга вместе с рабочим столом и персоналкой получает осознание своего униженного положения. Так что проблема больше в головах, нежели в законах или правилах. Но переучивать, переписывать предстоит и те, и другие, и третьи.
Лично я верю, что сонный час в рабочий полдень однажды станет нормой. Рынок стремится к эффективности, а значит неизбежно выдавит всех, кто цепляется за стереотипы и привычки, не желая признавать очевидного. Но ждать, пока этот день наступит, не собираюсь. Половина третьего? Пора на боковую! 😉