Свободная цифровая валюта BitCoin продолжает свою неспешную эволюцию. Популярная пресса всё так же периодически пытается разъяснить, что это и для чего нужно (а сложного-то ничего нет, см. «Пирамида или валюта будущего?»), потчует страшилками об унесённых взломщиками биткойнах на сотни тысяч долларов (между тем способ гарантированно защитить личные накопления есть, достаточно хранить тайные реквизиты кошелька на бумаге, не на компьютере), а публика и бизнес стабильно наращивают число транзакций: всё больше сайтов принимают оплату в биткойнах, всё больше желающих биткойнами расплатиться. Ежесуточно теперь осуществляются свыше 30 тысяч переводов, что близко к абсолютному максимуму за все три года, которые существует BitCoin.
Однако в ближайшие полгода-год это спокойное благополучие подвергнется серьёзному испытанию на прочность. Один из фундаментальных механизмов, поддерживающих работу BitCoin, будет переключен в новый режим работы, что наверняка повлечёт за собой ощутимые последствия для всего биткойн-сообщества. Кое-кто даже предвидит кризис и вынужденный останов системы. Но скорее всего результат будет прямо противоположным: после некоторой смены ролей откроется возможность для построения полезного и весьма прибыльного бизнеса, суть которого будет описана ниже. Если вы ищете хорошие идеи — возможно, это шанс для вас.
Чтобы представить, что ждёт BitCoin в ближайшие месяцы, стоит вернуться к принципам функционирования этой системы. Повторюсь, ничего особенно сложного там нет. BitCoin построена на принципе абсолютной открытости: каждый перевод здесь обязательно записывается в единый список транзакций, доступный для просмотра всем желающим (его ещё называют «цепочка блоков», blockchain). То есть, если вы желаете передать некую сумму из кошелька А в кошелёк Б, эта операция должна быть внесена в общий список. Так гарантируется честность участников: если все знают, что в кошельке А было две монеты, и вы отправили их в кошелёк Б, значит, в А ничего не осталось.
Но откуда же взялись деньги в кошельке А? Они добыты в процессе так называемого майнинга (от англ. mining — добыча, горная разработка). Это похоже на то, как добывают золото, с той лишь разницей, что золотоискатели работают лопатами, а биткойн-майнеры — процессорами своих компьютеров. Все вместе они решают некую сложную математическую задачу (причём каждые 10 минут задача ставится новая) и первый, кто её решит, вознаграждается суммой в 50 биткойнов.
Размер вознаграждения определил автор BitCoin, известный под псевдонимом Сатоши Накамото. И он же поставил ограничение: всего можно будет добыть 21 миллион биткойнов, причём сумма вознаграждения со временем будет уменьшаться. На данный момент добыто около половины этого количества и каждые 10 минут очередной счастливчик получает в свой кошелёк очередные 50 BTC. Однако уже до конца года сумма будет урезана вдвое, до 25 BTC. Ещё примерно через пару лет произойдёт следующее уменьшение, и так далее, и так далее, пока вознаграждение не станет ничтожным, а потом и вовсе нулевым.
На первый взгляд такой алгоритм кажется странным, если не сказать глупым. Что за дикая идея вознаграждать за решение абстрактной, никому вроде бы не нужной задачи? Но не спешите с выводами. Объяснение будет дано ниже. А сейчас просто заметьте, что майнинг — пока ещё очень прибыльное занятие. Вознаграждение, получаемое майнерами, сильно перекрывает стоимость затрачиваемой энергии. И если у вас есть несколько свободных десятков (а лучше сотен) тысяч рублей на постройку мощных компьютеров, можно недурно заработать. И желающие, конечно, есть. Совокупная вычислительная мощь всех компьютеров, занятых на данный момент биткойн-майнингом, вероятно, превышает мощность любого суперкомпьютера на земле.
Однако время не стоит на месте. Уже сегодня счета за электричество составляют заметную долю в себестоимости «нарытых» биткойнов. Что случится, когда вознаграждение за майнинг упадёт ниже себестоимости? Как минимум это занятие станет невыгодным для тех, кто проживает в странах с дорогой электроэнергией. Как максимум оно станет невыгодным вообще — и майнеры исчезнут. Но в таком случае остановится и работа BitCoin, ведь на самом деле майнеры решают очень полезную задачу!
Задачка, в решении которой соревнуются друг с другом майнеры (та, что обновляется каждые 10 минут), жизненно важна для всей системы. Чтобы понять почему, давайте вернёмся к нашему примеру. Смотрите: мы совершаем перевод из кошелька А в кошелёк Б. Чтобы наш перевод завершился, запись о нём должна попасть в общий список транзакций. Однако поместить её туда могут только майнеры. В начале каждой десятиминутки они собирают информацию о нескольких самых свежих транзакциях сети (в том числе и нашей) и пытаются некоторым хитрым образом эту информацию преобразовать. Тот из майнеров, кому это удаётся первым, получает право на вознаграждение — а обработанные им сведения вписываются в общий список транзакций.
И вот ещё что важно: вознаграждение, получаемое майнером, состоит не только из абстрактной суммы в 50 BTC (назовём её «искусственной частью»). Он получает также все комиссионные с тех транзакций, которые обработал («комиссионная часть»). Вообще-то в BitCoin никто не заставляет пользователей платить комиссию за перевод. Но если, переводя биткойны из кошелька А в кошелёк Б, мы приложим несколько биткойн-центов в качестве «чаевых» тому майнеру, который обработает наш перевод, то обработан он будет быстрее. Майнеры, естественно, больше заинтересованы в том, чтобы обрабатывать транзакции с хорошими «чаевыми».
Теперь подведём итог. Что мы видим? Майнеры и рядовые пользователи BitCoin связаны кровными узами. Без майнеров работа BitCoin застопорилась бы — ведь некому было бы вписывать сведения о транзакциях в общий список. А без пользователей скоро не смогут обойтись майнеры: «искусственная часть» вознаграждения, уменьшившись с 50 до 25 биткойнов, а потом ещё вдвое, и ещё, перестанет покрывать расходы на электричество. И, значит, надежда только на «комиссионную часть».
Тут-то и спрятана жемчужина, которую я хотел вам показать. Сегодня размер «комиссионной части» в сто раз меньше «части искусственной»: каждые десять минут кто-нибудь из майнеров зарабатывает 50 BTC «искусственных» и забирает себе примерно 0.5 BTC комиссий. Но размер искусственной части скоро уменьшится и будет уменьшаться со всё возрастающей скоростью, тогда как размер части комиссионной растёт — и, следуя логике, будет продолжать увеличиваться. Почему пользователи BitCoin предпочитают платить комиссию, хоть и не обязаны? Потому что переводы без «чаевых» уже сегодня могут «зависнуть» на несколько часов, а то и суток (майнеры попросту не желают их замечать). Представьте, что будет, когда весь заработок майнеров будет складываться только из «чаевых»!
Самое приятное то, что сумма «чаевых» ничем и никем не ограничена. Сегодня каждые сутки в BitCoin проводится тридцать тысяч платежей. Вообразите, сколько комиссионных будет доставаться майнерам, когда число транзакций увеличится в десять, сто, тысячу раз! Майнинг станет полезным, уважаемым и очень прибыльным занятием. А ведь построить майн-ферму вполне по силам даже одиночке-энтузиасту.
Впрочем, если вы решите заняться майнингом, то позвольте совет: потерпите несколько месяцев. Сейчас в мире BitCoin происходит смена поколений оборудования. До сих пор майн-станции строили на мощных графических картах, а в ближайшем будущем их место займут ASIC — сравнительно дешёвые специализированные чипы, способные обсчитывать BitCoin-математику в сотни раз быстрей и со значительно меньшими затратами энергии, нежели GPU. Действуйте, как только ASIC появятся на прилавках.
P.S. В статье использована иллюстрация Tiger Pixel.