Компания Autodesk известна в качестве производителя систем автоматизированного проектирования и популярных пакетов для создания трёхмерной графики. О том, в каком направлении движется компания, а также о российском рынке САПР и облачных технологиях «Компьютерре» рассказывает вице-президент Autodesk по направлению глобальных сервисов Калан Карпентер.
— Как Autodesk оценивает зрелость рынка САПР в России?
— Хороший вопрос. Думаю, что российский рынок достаточно открыт и подготовлен к восприятию актуальных технологий, распространением которых мы сегодня занимаемся. Я общался с представителями разных предприятий по всему миру. Да, в России существует целый ряд отраслей, использующих устаревшие технологии: например, многие проектные институты в области гражданского строительства до сих пор работают по старинке, не используя современных подходов к проектированию, таких, как BIM. То же самое касается и активного применения технологий анализа и симуляции на самых ранних этапах проектирования машиностроительных изделий, промышленного дизайна. Причин для этого несколько – от низкой конкуренции в некоторых отраслях до достаточно высокой стоимости перехода на новые технологии.
Одна из задач, которая стоит перед компанией Autodesk, — создать программные продукты для построения эффективного процесса проектирования и последующей эксплуатации максимально доступными, чтобы каждое предприятие вне зависимости от его размера могло использовать их для достижения лучших результатов. Облачные технологии позволили нам ещё больше расширить наше предложение, поэтому что теперь клиенты Autodesk для решения целого ряда задач могут использовать вычислительные мощности, которые раньше были доступны только очень крупным предприятиям.
— Как вы думаете, когда он станет зрелым?
— Я не возьмусь это прогнозировать. Всё зависит от того, как определять зрелость. По макроэкономическим показателям России? По росту ВВП? Развитию инфраструктуры? Или нам следует определять его зрелость по степени проникновения конкретных САПР-технологий? Не думаю, что у меня есть универсальный ответ на этот вопрос.
— Произошли ли на российском рынке какие-либо существенные изменения за последние несколько лет, с точки зрения Autodesk?
— Конечно. Прошёл период массового лицензирования, когда все покупали программные продукты только для того, чтобы снизить риски. Сейчас мы видим постоянно растущую заинтересованность не просто в лицензировании, не в автоматизации отдельных рабочих мест, а в построении комплексной технологии проектирования, организации коллективного взаимодействия при работе над проектами. Это не такая простая задача, особенно для крупных предприятий с сотнями и тысячами инженеров и проектировщиков. Она требует специальных знаний, опыта, и поэтому многие предприятия обращаются за консалтингом, услугами по внедрению. Мы тесно взаимодействуем с крупными нефтяными и газовыми компаниями, структурами, занимающимися ядерной энергетикой, российскими железными дорогами для решения таких задач.
Здесь следует отметить, что крупные корпорации или государственные структуры, начиная применять более сложные технологии, тем самым задают направления развития отраслей и устанавливают новый стандарт. Мы очень рады, что такие корпорации, как «Российские железные дороги», «Росатом» и «Сибирская угольная энергетическая компания», внедряют ПО информационного и цифрового моделирования в свой технологический процесс. Это окажет значительное влияние на промышленность в целом.
— Какие вызовы для Autodesk на российском рынке стали наиболее серьёзными?
— Главная проблема, в сущности, — изобилие возможностей. Нам нужно тщательно определять приоритеты, скрупулёзно отбирать направления для инвестирования. Но российский рынок представляет колоссальные возможности, и понять, как поступать в каждый момент времени, — это своеобразный вызов.
Естественно, существуют и технологические затруднения – необходимость локализации всех продуктов, адаптации их под российские стандарты. Правда, с этими сложностями мы встречаемся на любом рынке.
Я занимаюсь организацией глобальных сервисов, и одной из моих задач является найм местных специалистов по консалтингу и технической поддержке. Эксперты на местах необходимы, поскольку слишком сложно оказывать консалтинговые услуги в России из Европы, например. В течение ближайших двух лет мы планируем увеличить инвестиции в локальных специалистов по консалтингу и техподдержке.
— Давайте поговорим об «облачных» технологиях: насколько важную роль они играют для Autodesk?
— Очень важную. Это центральный стержень нашей стратегии. Стив [Блам] сегодня отметил, а я повторю, что 30 лет назад Autodesk смог достичь высоких результатов, поскольку предвидел значительный технологический сдвиг в вычислительной сфере и его потенциал. 30 лет назад главенствовали мейнфреймы и мини-компьютеры, и те САПР-компании, которые тогда существовали, выпускали даже собственное аппаратное обеспечение — собственные компьютеры. Либо их программы работали на «большом железе».
И тут появляется PC, которым может пользоваться каждый, который можно использовать дома. Мы уже тогда использовали термин «демократизация», подразумевая, что САПР превратились из чего-то, доступного только крупным корпорациям, в нечто, что теперь может использовать малый бизнес и даже индивидуальные пользователи. Ценовой порог как на «железо», так и на ПО резко снизился, и мы смогли воспользоваться этим преимуществом, начав выпускать САПР-технологии, ориентированные на средний и малый бизнес. Так и родился Autodesk — как компания, разрабатывающая ПО для персональных компьютеров. Более дешёвое и доступное аппаратное обеспечение создало новые возможности на рынке.
Мы считаем, что «облачные» технологии — следующий этап, и в плане доступности, и в плане стоимости, поскольку в «облачной» сфере совокупная стоимость владения оказывается намного ниже, чем когда приходится покупать огромное количество процессоров и выделять специальные помещения под серверы, подводить к ним питание и охлаждение и нанимать специальных IT-менеджеров.
Autodesk видит в облачных технологиях новый виток развития и для себя, и для своих клиентов. Хотя в этом есть и определённый вызов: новые «облачные» компании образуются каждый день, и нам приходится иметь в виду рост конкуренции.
— Отсюда — два вопроса по «облаку». Как известно, российская информационная инфраструктура не отличается развитостью, довольно существенная часть населения по-прежнему не имеет доступа к сколько-нибудь скоростному интернету. С другой стороны, пару лет назад Autodesk вроде бы анонсировал перевод всех своих разработок в формат SaaS, так ли это?
— Нет. Наша сегодняшняя стратегия состоит в предоставлении выбора между традиционным «коробочным» и SaaS-подходом. Если взглянуть на нашу продуктовую линейку сегодня, мы по-прежнему выпускаем все разработки в качестве ПО для десктопов. Два года назад мы начали представлять Программные комплексы (Design and Creation Suites) для полного рабочего цикла и продавать их вместе по куда более низкой цене за каждый пакет, чем при индивидуальной продаже.
У нас более чем 12 миллионов пользователей специализированного программного обеспечения Autodesk по всему миру, и мы прекрасно понимаем, что запросы наших клиентов постоянно меняются. Именно поэтому мы стараемся предоставлять нашим пользователям те решения, которые позволят использовать специализированное обеспечение на той платформе, которая удобна для них.
Сейчас мы наблюдаем богатую по возможностям среду, в которой большая часть редактирования до сих пор осуществляется на десктопах, в то время как анализ, рендеринг, совместная работа — всё это делается через «облако».
— То есть всё, что требует значительных вычислительных мощностей?
— Да, именно, поскольку вы можете пользоваться вычислительными ресурсами в тех объёмах, которые нужны для каждой конкретной проблемы.
Те же пользователи, у которых нет возможности подключаться к «облачной» инфраструктуре, могут покупать десктопные версии наших продуктов и спокойно работать с ними.
Так будет ещё несколько лет. Возможно, в какой-то момент в будущем большее количество работы будет осуществляться через «облако», но мы не возьмёмся предсказать, когда это случится. К тому же, помимо сугубо технических проблем, таких, как инфраструктура связи, есть ещё и культурологические проблемы — такие, как доверие; многие поднимают вопросы безопасности, и хотя вся банковская система мира работает на облаке, не все об этом знают: каждый раз, когда вы пользуетесь кредитной картой, вы пользуетесь преимуществами «облака».
Так что, думаю, должно произойти ещё очень много всего, прежде чем всё уйдёт в «облако».
— Autodesk сегодня работает и с частным бизнесом, и с государственными организациями. Какой сектор сейчас имеет большую важность для компании?
— Думаю, мы продолжим плотно работать и с государственными организациями, связанными с атомной энергетикой, например. Однако мы также сотрудничаем с частными организациями; с академическими учреждениями, которые также представляют собой разновидность госсектора. В общем, мы работаем и с теми и с другими, как и везде в мире. Государственным учреждениям, как и любым другим, нужны конструкторские разработки и строительство, так что госкомпании — лишь одна из разновидностей клиентов. Иногда очень крупных клиентов.
— Трудно ли с ними работать?
— С государственными организациями везде трудно работать.