Калан Карпентер, вице-президент Autodesk по направлению глобальных сервисов, рассказал «Компьютерре» об игровом рынке, миллионах пользователей «потребительских» приложений Autodesk, а также о том, чего стоит ждать от планшетов в ближайшем будущем.
— За последние несколько лет Autodesk приобрёл несколько продуктов, которые, казалось бы, не имеют отношения к основному профилю компании. Сюда относятся сугубо «потребительские» разработки, а также игровой middleware. С одной стороны, Autodesk имеет тесные связи с игровой индустрией, с другой — преимущественно занимался разработкой средств создания контента, но не игровой логики. С чем связано решение приобрести эти ресурсы и ПО?
— Игровая индустрия представляет для нас особый интерес, но в какой-то момент сложилось так, что практически все разработчики игр стали использовать в той или иной степени продукцию Autodesk при создании контента. Так что нынешние наши шаги направлены на создание дополнительной ценности нашей продукции для разработчиков. В течение нескольких последних лет мы занимаемся созданием middleware или приобретением компаний, создавших такие инструменты. Scaleform — это один из примеров такого подхода, но есть и другие.
Мы считаем важным лишний раз подчеркнуть значение «демократизации» наших разработок для гейм-девелопмента: чем больше инструментов доступны в «готовом виде», тем больше людей могут заниматься разработками игр — эффективно и с невысокими затратами.
— Своего рода дальнейшее самопродвижение?
— Если мы можем привнести на рынок нечто новое и ценное, почему бы этого не сделать? Можно монетизировать рынок, продавая софт разработчикам, а можно — добавив ценность для всех участников рынка. Я бы не стал говорить об этом в категориях самопродвижения, поскольку конечные пользователи могут даже не знать о существовании этих технологий.
Давайте взглянем на кинорынок. За последние пятнадцать лет в Голливуде при съёмках всех фильмов со спецэффектами так или иначе использовались наработки Autodesk. Отражено ли это в титрах? Нет. Panavision, Technicolor — их упоминают. Autodesk вы там не увидите никогда. Компания Autodesk является в своем роде «тайным ингредиентом».
— На выставках вроде CG Event зато Autodesk представлен повсюду.
— Да. На SIGGRAPH нас тоже трудно не заметить. Эта часть сообщества нас знает, дизайнеры нас знают, а вот конечные потребители — нет.
И на этом я перехожу к другой части вашего вопроса — приобретению ресурса Instructables.
Сейчас мы с большим интересом сосредотачиваемся на потребительских технологиях. Эта область для нас в новинку, до сих пор мы выпускали не так много консьюмерских приложений.
Два года назад мы выпустили новый продукт Sketchbook, который можно было абсолютно бесплатно скачать и установить на iPhone. За короткое время он стал одним из самых загружаемых приложений в Appstore. Вскоре мы поняли, что существует целое сообщество «создателей», число которых — около миллиона. Это те творческие люди, которые хотят создавать всё своими руками, будь то моделирование в домашних условиях или изобретение новых вещей в своих гаражах. Мы увидели возможность представить для этого сообщества специальную технологию для проектирования и дизайна, благодаря чему они смогут претворить свои мечты в жизнь и, конечно же, узнать больше об Autodesk.
Одна из причин, по которым мы занялись этой областью, заключается в том, что обычные потребители не знают, что такое Autodesk. Поэтому мы выпускаем всё больше приложений для планшетов, смартфонов и других устройств; и легко заметить, что главным тут оказывается бренд. Если вы заходите в App Store, вы там будете искать «Autodesk».
Исторически мы были известны главным образом как создатели AutoCAD. Нас даже часто называли AutoCAD, а не Autodesk. Это очень сильный бренд.
Теперь мы стремимся обозначить себя на [потребительском] рынке и для этого предлагаем свои сильнейшие технологии как профессионалам, так и детям в виде игр, повышая, таким образом, нашу известность.
Сейчас у нас в потребительском секторе 88 млн пользователей.
— Неплохо…
— Да, неплохо. Мы существуем тридцать лет, и приблизительно 25 из них нам потребовалось, чтобы построить профессиональную клиентскую базу величиной 10 миллионов клиентов. Около двух лет назад мы занялись потребительской продукцией, и у нас уже более 80 миллионов пользователей.
— В недавней статье в Wired указывалось, что Autodesk придаёт огромное значение именно «потребительскому» сектору, рассматривая его как наиболее перспективный канал…
— Да, это очень важный для нас тренд. Особое внимание мы уделяем такому классу пользователей, как makers (энтузиасты-самодельщики); мы полагаем, что чем более вездесущими становятся эти технологии, тем большим будет охват среди makers.
— Планирует ли Autodesk выпустить «планшетные» версии каких-либо пакетов профессионального уровня, 3ds Max или Maya, например?
— Одним из первых мобильных приложений, которые мы выпустили, было AutoCAD WS, позволявшее просматривать, редактировать и делиться файлами AutoCAD на устройствах на базе iOS или Android. AutoCAD WS было загружено более миллиона раз и стало одним из самых популярных приложений. Думаю, в этой среде будет появляться всё больше сложных приложений.
— Недавно довелось общаться с нашими CG-художниками. Я поинтересовался у них, возможно ли, что однажды планшеты станут профессиональными инструментами для создания 3D-графики наравне с десктопами? Ответ был отрицательный: этому не бывать, потому что это непрактично. Маленький экран, проблемы с интерфейсом и т.д. Тем не менее считает ли Autodesk, что однажды планшеты смогут сравняться с десктопами, а то и превзойти их?
— Я думаю, эти устройства превзойдут все наши нынешние ожидания и со временем на планшетах можно будет делать всё более сложные вещи.
Означает ли это, что можно будет отказываться от систем класса hi-end? Больших экранов? Нет, вряд ли. Другое дело, что на этих устройствах можно будет заниматься дизайнерской работой на самых разных этапах. Эскизы, например, — это, конечно, не высокодетализированный заключительный вариант дизайнерской работы, но всё-таки очень и очень важный. Думаю, со временем доступными станут и другие этапы проектных и дизайнерских работ.