Появились слухи о том, что Yahoo и Facebook могут заняться разработкой собственной поисковой системы. По неподтверждённым сведениям Sunday Telegraph, исполнительный директор Yahoo Марисса Мэйер и операционный директор Facebook Шерил Сэндберг уже ведут переговоры об этом. Другие источники, впрочем, это опровергают.
Как бы там ни было, причины «подозревать» и Facebook, и Yahoo в поисковых амбициях имеются. Yahoo на данный момент связана контрактом с Microsoft, который предполагает эксклюзивное использование поисковика Bing. Финансовая эффективность этого контракта оказалась низкой, и не исключено, что в будущем году Yahoo постарается от Microsoft «отвязаться».
В свою очередь, глава Facebook Марк Цукерберг в начале осени вполне красноречиво высказывал заинтересованность в наличии у Facebook собственного поисковика:
У нас проходит миллиард поисковых запросов в день, а мы даже не пытаемся [сделать свой поисковик]. Большинство ищет людей, страницы брендов или приложения. У поиска в интернете есть очень перспективное направление: выдача набора ответов на конкретные вопросы, и у Facebook в этом отношении исключительно выгодная позиция. Вот, например: «Кто из моих друзей или друзей друзей работает в компании, в которую я бы захотел устроиться?» На каком-то этапе мы сможем это сделать».
Далее он пояснил, что, используя «триллионы связей между «дружескими» запросами и закачиваемым в систему контентом», Facebook сможет составить новую карту интернета, навигация по которой будет значительно более эффективной, чем по традиционным ссылкам.
Эффективный поиск — это ещё и эффективная контекстная реклама, а стало быть, и большие деньги. На рекламе в результатах поиска Google в этом году заработает, по предварительным оценкам, порядка 40 млрд. долларов. Yahoo — лишь несколько миллионов. Понятно, что Мариссу Мэйер, которая 13 лет проработала в Google и теперь пытается поставить колосс Yahoo обратно на глиняные ноги (заодно укрепив их, естественно), подобный расклад не может устраивать.
К слову, Сэндберг тоже является бывшим сотрудником Google и тоже прекрасно понимает плюсы и минусы его поисковой системы.
Представления Цукерберга и Мэйер о более совершенном поисковике в чём-то весьма близки: для обоих это система, способная отвечать на вопросы «человеческим» манером. Впрочем, Мэйер вполне отдаёт себе отчёт в том, что для этого потребуется, по сути, искусственный интеллект, способный понимать речь, распознавать изображения, переводить тексты с одного языка на другой, анализировать информацию и собирать нужные данные воедино, формируя «разумный» ответ. Не в последнюю очередь важна и персонализация, так, чтобы запросивший получал именно ту информацию, которая ему наиболее актуальна и понятна. Не исключено, что будущий поисковик будет иметь отчётливо «социальную» направленность.
Увы, совершенно непонятно, сколько ещё потребуется времени для реализации подобных наполеоновских планов. И реализуемы ли они вообще на данном этапе.