В ходе японской выставки International Broadcast Equipment Exhibition компания Fujifilm продемонстрировала прототип терабайтного оптического диска, серийное производство которых планируется начать в 2015 году. Впоследствии их ёмкость может быть увеличена до 15 ТБ.
В текущем варианте предполагается создавать на каждой стороне диска до 20 слоёв толщиной около 1 микрометра и ёмкостью по 25 ГБ каждый. В дальнейшем число слоёв может быть увеличено до ста (сделать больше не позволяют потери света в каждом слое).
Для достижения такой плотности записи планируется использовать принцип кодирования, аналогичный таковому при работе с многоуровневой ячейкой флэш-памяти (MLC).
Каждая единица поверхности информационного слоя оптического диска (пит) будет кодировать не один, а два или три бита. Это потребует не просто прожигать в процессе записи микроскопические углубления, но и более тонко менять их параметры.
Создание разных по свойствам питов и многослойная структура дисков предполагают одновременное использование двух лазеров, работающих на разных длинах волн и облучающих заданный участок поверхности строго определённое время.
Несмотря на добавление второго лазера и необходимость глубокой модернизации технологии производства, разработчики считают, что себестоимость дисков и приводов в итоге будет ниже, чем у Blu-Ray. Также обещана более высокая скорость записи.
Основные проблемы новой «двухфотонной» технологии сейчас связаны с чтением. Для уверенного считывания интенсивность отражённого лазерного излучения требуется поднять примерно в сорок раз. Кроме того, два десятка слоёв затрудняют точную фокусировку по мере углубления.
Надёжность новинки пока вызывает сомнения. Десятимикронные промежутки между слоями могут негативно сказываться на длительности сохранности данных. Необходимость считывать дополнительные свойства питов вместо простого определения факта их наличия или отсутствия повысит требования к точности позиционирования блока лазерных головок.
«Компьютерра» уже писала об аналогичных инициативах от TDK и Folio Photonics. Усилия обеих компаний пока не принесли плодов. Возможно, Fujifilm владеет каким-то секретом успеха.