Современные телевизоры: зачем нужна высокая частота обновления кадров?

На профильных форумах часто спорят, оправданно ли приобретение телевизоров с высокой частотой обновления кадров. Одни участники считают её ловким маркетинговым ходом, тогда как другие не соглашаются. Мало того, сам параметр у различных производителей может называться по-разному. Сегодня мы попробуем разобраться с этой непростой темой.

Немного истории

Число отображаемых на экране в единицу времени кадров как только не называют: частота развёртки, частота кадров или, скажем, кадровая частота. С технической точки зрения правильно говорить о развёртке с частотой кадров N Гц, но это слишком длинно. Если вспомнить телевизоры с электронно-лучевой трубкой и созданные в расчёте на них форматы аналогового телесигнала, то кадровая частота составляет 50-60 Гц, то есть за одну секунду экран показывает нам 50-60 кадров, в зависимости от используемого стандарта. На самом деле ситуация там немного сложнее. Электронный луч «рисует» изображение на покрытии кинескопа построчно (при этом используется так называемая черезстрочная развёртка — изображение передаётся полукадрами, состоящими из чётных или нечётных строк). Подобный подход приводит к мерцанию картинки, которое тем заметнее, чем больше диагональ экрана из-за высокой чувствительности периферийного зрения. Режим 100 Гц в телевизорах с кинескопами решает проблему за счёт повторного показа кадров. Таким образом, кадровая частота увеличивается в два раза, и мерцание уже незаметно.

Особенности ЖК-телевизоров

Телевизоры с жидкокристаллической матрицей основаны на совершенно иных физических принципах, и никакого мерцания здесь нет изначально из-за особенностей устройства. Высокая кадровая частота в них нужна для других целей. С первыми жидкокристаллическими мониторами особых проблем не было, поскольку отображаемый ими контент динамичностью не отличался. Современные ЖК-телевизоры рассчитаны на воспроизведение цифрового видео: фильмов с высоким разрешением, игр с серьёзной графикой и тому подобных вещей. При попытке показать динамично меняющееся изображение с частотой, скажем, 50 кадров в секунду оно может казаться размытым, а движения перемещающихся быстро объектов могут становиться дёргаными.

Для избавления от подобных эффектов производителям приходится увеличивать кадровую частоту. Получить 100 Гц на ЖК-телевизоре довольно просто — с помощью специальных алгоритмов устройство анализирует два последовательных кадра и создает один промежуточный, который вставляется между оригинальными. Для дальнейшего повышения кадровой частоты можно увеличивать количество промежуточных кадров (скажем, для получения частоты 200 Гц их нужно уже три), что требует дополнительных вычислительных мощностей.

Есть и обусловленный особенностями конструкции матрицы нюанс. Инженеры ограничены временем отклика пикселей — кристаллы должны успевать менять своё положение с нужной скоростью. Важно понимать, что телевизоры могут и не достигать заявленной производителем кадровой частоты из-за особенностей матрицы, если обновление пикселей не успевает за сменой изображения. В этом случае происходит их рассинхронизация, и на экране появляются разнообразные артефакты, блики, размытие и т.д. Особенно хорошо это заметно на просмотре спортивных передач или другого динамичного контента в режиме 3D.

Другой способ — увеличить видимое обновление экрана за счёт мерцающей с высокой частотой подсветки. Применяя её, можно получить 200 Гц всего лишь с одним промежуточным кадром, но качество картинки в этом случае хуже, чем в случае «реальных» 200 Гц. Поднять кадровую частоту ещё выше можно, к примеру, за счёт комбинирования двух подходов, и к ЖК-телевизорам с очень высокими кадровыми частотами нужно относиться с большой осторожностью — часто этот параметр является всего лишь маркетинговым ходом и не способен серьёзно влиять на качество изображения.

ЖК против плазмы

У плазменных панелей нет проблем с размытым изображением, поскольку переключением состояния пикселей здесь происходит значительно быстрее. Раньше производители испытывали некоторые сложности с длительным временем послесвечения, но с разработкой новых люминофоров и этот вопрос был решён. Плазменной панели очень высокая кадровая частота попросту не нужна, но необходимость конкурировать с ЖК-телевизорами заставляет производителей также идти на маркетинговые ухищрения. Так появились технологии вроде Sub-field motion или Sub-field drive, позволяющие написать на коробке 480 Гц и даже 600 Гц. Суть их проста: на плазменной панели чередуются не целые изображения, а их фрагменты или точки (dots). Особого практического смысла в том нет, но следует отметить, что разработчики предлагают пользователям реальные способы увеличения кадровой частоты, и преимущества плазмы в этом смысле (особенно для вывода 3D-изображения) очевидны.

24/25 fps

Увеличение кадровой частоты не всегда приводит к хорошим результатом. В отличие от телевизионного контента, фильмы снимаются в формате 24 кадра в секунду. Хотя в скором времени ситуация может измениться. Скажем, вторую часть «Аватара» собираются делать уже по-другому — увеличение частоты кадров здесь приводит к нежелательным последствиям, в просторечии называемым эффектом мыльной оперы. Эта тема очень спорна и достойна отдельной заметки.

Итоги

С точки зрения кадровой частоты наилучшие результаты показывают плазменные телевизоры, но они обладают одним существенным недостатком: из-за большого размера пикселя устройство с маленькой диагональю сделать невозможно. Если говорить о ЖК-телевизорах, то обеспечить реальную частоту обновления кадров выше 200 Гц производители пока не могут и вынуждены идти на маркетинговые ухищрения с использованием мигающей подсветки. Тем не менее если нужно устройство для просмотра контента высокой чёткости или для игр, то 100 или 200 Гц совершенно необходимы. Если это реальная кадровая частота, что можно проверить только на практике, посмотрев в магазине, как телевизор справляется с отображением динамичных сцен в высоком разрешении. Особенно в 3D. Проще всего с отображением аналогового телесигнала — оно по силам любой модели.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях