Всё-таки удивительно, насколько велика власть аналитиков в современном мире. Вот, давайте посмотрим: есть компания А, которая некогда была одним из лидеров в своём секторе, затем вдруг дела у неё резко пошли под откос. Предпосылки к этому формировались давно, просто в один момент образовался вполне конкретный катализатор, а точнее — мощная конкуренция. И всё: акции компании, рыночная доля, объёмы продаж летят в тартарары.
В компании меняется руководство: собственно, сомнительная деятельность предыдущего правления и привела компанию А к тому, что с ней случилось. Новое руководство принимает очень сложное (и ещё непонятно, не губительное ли, в конечном счёте) решение отодвинуть релиз давно запланированного продукта на длительный срок с тем, чтобы довести его если не до совершенства, то хотя бы до ума.
Дальше новому правлению приходится тянуть из болота не одного бегемота, но трёх: покуда где-то «за кулисами» ведётся до/раз-работка будущего флагманского продукта, приходится всеми правдами и неправдами завлекать новых разработчиков для создания сопутствующей экосистемы (дикое, однако, слово в технологическом контексте). А в дополнение к этому требуется постоянно предпринимать титанические PR-усилия, чтобы поддерживать у широкой общественности сознание того, что компания А жива и вот-вот выдаст нечто такое, что все сразу ахнут. А для конкурентов — жареным запахнет.
И каким-то чудесным образом у компании А начинает что-то такое получаться. Предварительные версии почти готового продукта раздаются на тестирование заинтересованным сторонам, и заинтересованные стороны говорят: «А что, очень неплохо!» Над компанией постоянно кружатся вороньём многочисленные аналитики, эксперты и журналисты, с упоением предрекая компании А провал, гибель и мрак, однако руководители компании отмахиваются большой доской с надписью «80 млн пользователей» и держат настолько уверенную мину при не очень понятной игре, что даже самые упёртые негативисты начинают тушеваться и сомневаться в своей правоте.
И акции компании А начинают ползти вверх. Потому что компания показывает не только чудеса пиара, но и рабочие прототипы.
Но тут оказывается достаточно, чтобы один — особо крупный, правда, — ворон-аналитик каркнул «Nevermore», и акции опять осыпаются, как снег с ёлки. А интернет-гоблины (именно гоблины, потому что для троллей мелковаты) начинают злорадствовать по всем форумам: мол, так вам и надо, неудачники!
Вероятно, многие читатели уже догадались, о чём речь. Компания А — это на самом деле компания RIM (Research In Motion), давно обещанный флагманский продукт — ОС BlackBerry 10, рабочие прототипы — девелоперские версии смартфонов на базе этой операционки, которые RIM активно распространяет среди телеком-операторов.
Ну, а ворон-аналитик — это компания Morgan Stanley.
Нет, безусловно, аналитики просто так ничего говорить не будут — ими руководят не только предубеждения, в чём бы те ни заключались, но и цифры, факты, динамика и более ранние примеры.
Цифры и динамика не свидетельствуют в пользу RIM: доля продаж BlackBerry на рынке смартфонов, где RIM некогда был империей, сейчас сползает к полутора процентам. Компания IDC пророчествует, что в 2013 году последний бастион BlackBerry — корпоративный сектор — окончательно сдастся на милость iOS и Android, и для того, чтобы так случилось, действительно немало предпосылок имеется: Yahoo, Минобороны США, Национальное управление транспортной безопасности США и ряд других структур отказались от использования моральной устаревших смартфонов BlackBerry (то есть техподдержки от компании её работники не дождутся).
С июля по октябрь рыночная доля BlackBerry в США упала с 10 до 6,7 процента. За последний год акции RIM упали на 17 процентов в целом. При этом в прошлый четверг они подскочили в цене на 10 процентоа (а затем ухнули вниз на те же 10 — сразу после того, как аналитики Morgan Stanley сказали своё грозное слово), а с конца сентября до настоящего момента выросли почти на 80 процентов. Но и тут же надо сказать спасибо аналитикам — на сей раз из Goldman Sachs: Симона Янковски из GS повысила статус ценных бумаг RIM с «нейтрального» (neutral) до «рекомендуется к покупке» (buy). Та же Янковски заявила, что существует примерно 30 процентов вероятности, что BlackBerry 10 станут хитом.
Случаи «возвращения из хосписа» в ИТ-отрасли — крайняя редкость. Редакция «Компьютерры» долго пыталась вспомнить примеры, и в коллективной памяти всплыли только Apple, которую поставил на ноги вернувшийся из изгнания Стив Джобс, да «временно воскресший» Palm. Всё.
Если нынешнему главе Research In Motion Торнстену Хайнсу удастся (вопреки и аналитикам, и «гоблинам») вытащить компанию из «околомогильного» состояния, он войдёт в историю наравне с Джобсом.
Шансы, увы, невелики: слишком крупны основные игроки на этом рынке, чтобы протиснуться между ними. Microsoft рискнул, но пока без особых успехов. RIM предстоит рискнуть в начале следующего года.