Компания Grishin Robotics, которую несколько месяцев назад открыл основатель Mail.ru, вложит 250 тысяч долларов в стартап Robot App Store, делающий онлайновый магазин программ для персональных роботов.
«Согласно оценкам RobotAppStore, основанным на исследованиях UNECE, IFR, ABI Research и BCC Research, всего в мире на сегодняшний день продано больше 30 миллионов программируемых роботов», — гласит пресс-релиз Grishin Robotics. В компании также считают, что к 2015 году рынок роботов достигнет объёма в 18 миллиардов долларов.
RobotAppStore уже открыт и работает. В нём можно найти программы для таких известных устройств, как квадролёт Parrot AR.Drone, пылесос Roomba или игрушечный динозавр Pleo. Он копирует подход Apple App Store и других магазинов приложений: разработчик получает 70 процентов вырученных денег, а остальные 30 достаются владельцам магазина. Пока большая часть приложений бесплатна, и в стартапе не рассчитывают на моментальное получение прибыли.
За подробностями мы обратились к директору по развитию Grishin Robotics Валерии Комиссаровой.
— Расскажите в двух словах, как работает магазин приложений для роботов.
— Выглядит это следующим образом. Есть производители роботов. Они их выпускают с определённым функционалом, но многие прилагают наборы для разработки программ, чтобы на базе этих роботов создавать новый софт и расширять число функций. Сейчас, увы, нет общего стандарта, но на его место метит операционная система ROS, которая позволяет запускать один и тот же софт на разных роботах.
— В большинстве своём существующие приложения для роботов имеют открытые исходные коды, и их зачастую можно скачать с сайтов разработчиков напрямую. Есть ли нужда в магазине?
— Есть и закрытые приложения, но в остальном магазин выступает в качестве агрегатора.
— Агрегатор и магазин приложений — это ведь не совсем одно и то же?
— Да, пока что и правда не то же самое. Это первая попытка построить что-то вроде Apple App Store с его инфраструктурой, но до цели может быть далеко. Инвестиция интересна тем, что это не вклад в разработку чего-то аппаратного, а инфраструктурная инвестиция. Мы не сомневаемся, что на рынке кроме производителей роботов будут и другие компании.
— А с производителями роботов магазин уже работает?
— Да, контакты с производителями роботов есть. С некоторыми из них есть договоры, и производители могут сами загружать новый софт в магазин.
— Пока что речь идёт только о потребительских роботах…
— Да. Нужно понимать, что в сервисной робототехнике подобной потребности нет. Индустриального робота обычно программируют только на одну задачу. Первая попытка создать индустриального робота с API — это Baxter компании Rethink Robotics. Его показали только пару месяцев назад, и для него сторонние разработчики смогут создавать приложения. Это первый перепрограммируемый индустриальный робот. Его можно поставить делать одну задачу, потом остановить и при помощи специального интерфейса показать ему, что делать дальше. Причём очень просто — можно прямо его руку переставлять. Но в целом мы ориентированы на потребительскую область.
Технический руководитель Rethink Robotics Родни Брукс и робот Baxter (фото: Steve Jurvetson)— В магазине уже есть платные приложения?
— Есть, но большинство бесплатны. Это сделано сознательно: разработчики хотят привлечь как можно более широкую аудиторию. Сейчас, как и в любом сервисе, мы сначала набираем пользователей, потом монетизируем.
Это к тому же промежуточный шаг к cloud robotics. Следующий шаг — роботы, которые подключены к интернету и в режиме реального времени по необходимости скачивают программы. Робот распознаёт объект и сравнивает свою картинку с картинкой, находящейся в облаке. Плюс важно то, что можно аутсорсить вычисления в облако. Если индустриальный робот может работать автономно, то в персональной робототехнике есть проблема — ограниченные вычислительные мощности и запас батареи. В облако нельзя перенести то, что должно происходить в реальном времени, но энергоёмкие и затратные по времени вычисления — можно.
— С роботами есть ещё одна проблема — безопасность. Если скачивать из Сети непроверенные данные, то последствия могут оказаться куда хуже, чем в случае с программами для компьютеров. Робот может наделать много всего нехорошего.
— Механизмы решения этой проблемы есть — лицензии и цифровые подписи. Можно перенять много опыта с рынка персональных компьютеров и телефонов. Тот же Baxter сделан так, чтобы не приносить вреда людям. Учитывать риски важно, но это не должно тормозить прогресс.
На Drone Games в начале декабря был продемонстрирован вирус для AR.Drone, заражающий один квадрокоптер за другим (фото: Groupon)— Звучит опасно! Но как вы думаете, когда востребованность этого можно будет хотя бы сравнивать с востребованностью приложений для мобильных телефонов?
— Вопрос хороший, но делать прогнозы сложно. Все мы помним бум доткомов. Тогда многие были абсолютно правы, но промахнулись со сроками. Сейчас нет никаких сомнений, что это обязательно случится, но рынок очень молодой, он сильно меняется, и никто не знает, какой будут инфраструктура. Сейчас нужно держать нос по ветру и быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. В девяностые годы все уже ждали потребительскую робототехническую революцию. Но не случилось. С тех пор у некоторых инвесторов есть настороженное отношение к «железу»: дорого, долго, сложно. Но некоторые вещи изменились. Первая — появилась 3D-печать. Как интернетные стартапы делались на коленке, так и теперь можно делать «железо» дома на коленке.
— Если посмотреть на Kickstarter, то там полно «железных» проектов.
— И это очень важный момент. Изобретательское движение процветает благодаря дешевизне компонентов. Сенсоры, камеры, батареи — всё это сейчас производится куда дешевле и в больших количествах. Наличие смартфонов тоже помогает.
Нью-йоркская компания MakerBot Industries делает относительно недорогой 3d-принтер Replicator 2 (фото: MakerBot Industries)— Может быть, уже скоро можно будет продавать не только приложения, но и самих роботов делать скачиваемыми — чтобы их можно было печатать дома?
— Подобный проект уже существует. У Makerbot есть Thingiverse, и там можно скачивать модели запчастей. Но чтобы произошло то, о чём вы говорите, нужно печатать не только из пластика, но комбинировать разные материалы. Тогда можно будет делать, к примеру, печатные платы. Я в Корнелльском университете видела принтер, который это может делать. Сейчас решается проблема скорости печати — тогда это можно будет внедрить на фабрике. Но это так или иначе будет на нашем с вами веку, и, скорее всего, уже очень скоро.