Российская аналитическая компания J’son & Partners по заказу Google провела исследование рынка мобильного интернета, «чтобы определить, как сегодня выглядит этот стремительно растущий сегмент, составить портрет современного потребителя и обозначить тренды дальнейшего развития мобильного интернета в России».
Как указывается в исследовании, его выводы основаны на оценках аналитиков самой компании J’son & Partners Consulting, а также представителей основных игроков рынков сотовой связи и розничных сетей. Естественно, использовались и данные социологических опросов населения.
По итогам этого года, прогнозируется рост проникновения мобильного интернета в России на треть — до 65 млн абонентов. Это почти половина (46 процентов) населения, указывается в исследовании. Прирост активной абонентской базы за год (с 2011 года) составит 88 процентов, то есть 22,5 млн в абсолютных цифрах.
На приведённой ниже карте особенно заметно, что наивысшую степень проникновения демонстрируют Москва, Санкт-Петербург (что неудивительно), но также и Краснодарский край (выше 62 процентов). Проникновение более 55 процентов демонстрируют также Тюменская область, Республика Саха (Якутия) и Дальний Восток. В соседних с Тюменской областью Красноярском крае и Томской области, а также в Иркутской области проникновение ниже 40 процентов. Сходная картина и в некоторых областях Европейской территории России.
Трафик мобильной передачи данных обладателя смартфона достигнет 303 МБайт в месяц, что в полтора раза больше, чем в 2011 году.
Это наиболее «трафикоёмкая» категория, которая является определяющим фактором развития мобильного доступа и интернет-сервисов, предоставляемых операторами и разработчиками.
При этом количество самых активных потребителей мобильного трафика — обладателей планшетов — пока относительно невелико — всего 2,5 млн человек, это меньше 4 процентов от общего числа абонентов мобильного интернета. С другой стороны, за 2012 год продажи планшетов выросли вдвое. Интересно, что сохранения тенденции J’son & Partners не прогнозируют: в будущем году предполагается увеличение продаж планшетов только на 50 процентов — до 3,5 млн штук. Средний трафик в месяц на одного активного пользователя планшетного ПК в 2012 году составит 450 МБайт в месяц (+80 процентов относительно итогов 2011 года).
По сравнению с 2011 годом стоимость мобильного интернет-доступа снизилась в два с половиной раза — в среднем до 70 копеек за мегабайт. Это, безусловно, способствует повышению продаж смартфонов и планшетов. Между тем, как отмечается в исследовании, более половины покупателей смартфонов приобретают их впервые. То же справедливо для пользователей планшетов. Около 36 процентов опрошенных признали, что используют смартфоны менее полугода.
Среднестатистический смартфон, приобретенный в III квартале 2012 года, имеет частоту процессора 884 Мгц, сенсорный экран диагональю 3,4 дюйма, 470 МБ оперативной памяти и поддерживает GPS. В среднем за 2012 год стоимость такого устройства в рознице составила около 328 долларов, однако треть устройств была приобретена по цене менее чем 200 долларов.
J’son & Partners указывают, что более половины смарфтонов (58 процентов), проданных в 2012 году, работают на ОС Android, уверенно занимающей первое место среди мобильных платформ.
Первенство Android по сравнению с продукцией Apple объясняется более низкой средней ценой на устройства одного и того же класса: по данным другой аналитической компании — IDC Россия, устройства под Android от Samsung, например, в среднем стоят 415 долларов, в то время как у Apple средняя цена составляет 693 доллара. Более низкий «входной уровень» обеспечивает в дальнейшем лояльность пользователей.
41 процент пользователей мобильного интернета на смартфонах выходит в Сеть все 7 дней в неделю. Как показывают другие исследования, смартфоны и планшеты могут использоваться, даже когда компьютер в пределах досягаемости.
Самые востребованные функции смартфона связаны с мобильным интернетом: проверка электронной почты (75 процентов пользователей), поиск информации (72 процента) и посещение социальных сетей (71 процент).
Любопытно, что россияне живут в многозадачном режиме – например, одновременно с использованием смартфона 60 процентов пользователей слушают музыку, 43 процента смотрят телевизор, 37 выходят в интернет с другого устройства, а 23 — смотрят фильмы и телепрограммы,
— указывается в исследовании. Сразу вспоминается поделённая на шесть сегментов телевизионная стена из фильма «Назад в будущее II» — похоже, это уже не совсем фантастика. Впрочем, синдром расстройства внимания уже давно приобрёл пандемические масштабы.
70 процентов пользователей смартфонов используют их как в личных, так и в рабочих целях, 68 процентов пользователей ежедневно используют смартфоны дома, 54 процента пользуются «на ходу», а 52 — на работе. Можно констатировать, что использование планшетов и смартфонов очень популярно у пассажиров московского метрополитена: многим жителям Москвы приходится ежедневно тратить куда более 42 минут под землёй, и смартфоны и планшеты оказываются куда как кстати.
Ещё одна любопытная особенность: на большинстве смартфонов российских абонентов установлено от 5 до 20 приложений, при этом активному использованию подвергается примерно половина из них. Наиболее популярная категория — естественно, игры (58 процентов от общего числа скачиваемого ПО, соответственно на игры приходится источник львиной доли доходов разработчиков мобильных приложений).
В целом рынок мобильного контента в России в 2012 году составил порядка 2,7 млрд. долларов. К 2015 году эта цифра может увеличиться в пять раз, считают в J’son & Partners.
На 2013 год прогнозируется рост объёмов рынка мобильного контента до 3,2 млрд. долларов; объём трафика с мобильных устройств удвоится (до 201 петабайта!), стоимость мобильного трафика упадёт почти вдвое — до 40 копеек за мегабайт.
По прогнозам J’son & Partners, в будущем году в России будет продано 16,4 млн смартфонов, что составит примерно 38 процентов от общего количества проданных мобильных телефонов.
Ну а число активных абонентов мобильного интернета в России составит около 79 млн человек.