Всего полгода назад схватка на поле картографии и навигации между Google и Apple — теперь главными действующими лицами в этой области — только намечалась. Apple предустанавливала на свои мобильные устройства Google Maps и, как говорится, не знала горя. Однако в июне «яблочники» официально предупредили, а в сентябре выпустили собственные Карты, что автоматически привело к удалению конкурирующего продукта из операционной системы iOS.
Но и в Google не сложили рук. За три месяца поисковый гигант подготовил приложение Google Maps для iOS, а ровно неделю назад оно появилось в магазине App Store. Начался второй акт картографической драмы — и нам, можно сказать, повезло: редко когда конкурентную борьбу удаётся наблюдать в таком чистом виде.
Возвращение Google Maps было встречено оглушительными аплодисментами (подробнее ниже), но это не столько заслуга Google, сколько недосмотр Apple. Последняя сама сделала невольную рекламу конкуренту, поторопившись выпустить откровенно «сырой» продукт. Недостатки Apple Maps общеизвестны: некачественное 3D-отображение ландшафта, сбивающаяся навигация, сравнительная бедность деталей (см. «Не пугайтесь, это норма!»). Поначалу над недоработками стебались, но чем дальше, тем меньше смеху и больше разочарований.
Как раз сейчас западная пресса обсуждает несколько однотипных инцидентов, случившихся в Австралии и едва не закончившихся трагически именно по причине «сырости» Apple Maps. Коротко: пытаясь отыскать маленький городок на юге пятого континента, автомобилисты, ориентирующиеся с помощью iPhone 5, сбиваются с пути и оказываются в десятках километров от населённых мест, в диком национальном парке, без источников воды и, разумеется, пищи.
Слава богу сотовая связь там местами есть, так что можно дозвониться до полиции. Которой вытаскивать незадачливых путешественников порядком надоело, так что на официальном сайте местного полицейского управления было даже размещено предупреждение: пользуйтесь бумажными картами и любыми средствами навигации, кроме встроенных по умолчанию в iOS 6 (сейчас предупреждение с сайта удалено, но его всё ещё можно найти в кэше Google).
Такие ошибки программного обеспечения простительны, если вы в большом городе и ваш смартфон перепутал магазин с одноимённым учебным заведением. Но незапланированный семидесятикилометровый трип по австралийскому вельду может кончиться плачевно.
Строго говоря, вина Apple в этом только частичная. Во-первых, там два местечка с одинаковым названием. Во-вторых, дикие районы Земли цифровой навигацией охвачены слабо по объективной причине: мало данных для точной прокладки маршрутов. В-третьих, ещё до появления первого Айфона было известно, что полагаться на цифровые устройства за пределами городской черты следует с осторожностью (в декабре 2006 года я писал в Компьютерре о трагедии Джеймса Кима, см. «Остаться в живых (без Интернета)»).
Но что мешало Картам Apple предупредить незадачливых пользователей, прежде чем прокладывать маршрут по слабонаселённым районам Австралии? Google Maps вообще отказываются это делать!
Ничего удивительного, что уже сутки спустя после появления в App Store, Google Maps стали самым популярным приложением в магазине Apple, а через двое суток количество скачанных копий перевалило за 10 миллионов. Говорят, спрос оказался настолько высок, что Apple была вынуждена удалить приложение на несколько часов, чтобы избежать останова всего магазина. Что ж, цифры говорят сами за себя, а Google ещё подливает масла: приложение теперь использует новый графический движок, оперируя не пикселями, а векторами, за счёт чего стало и быстрее и красивей.
Но одними только красивостями и техническим превосходством спрос на Google Maps не объяснить. Аналитики склоняются к тому, что пользователи iPhone пытаются не столько получить новые функции (вроде уличных видов, пошаговой навигации, маршрутов общественного транспорта и прочего, частично или вовсе недоступного в Apple Maps), сколько вернуть привычные ощущения.
Вплоть до минувшей осени Google Maps были в iOS картографическим приложением по умолчанию. Публика к ним попросту привыкла — и теперь жаждет «вернуться в прошлое». И конечно, уже слышны упрёки в адрес Apple, препятствующей такому возвращению: поскольку Google Maps теперь всего лишь рядовое приложение, браузер Safari и голосовой помощник Siri с ним взаимодействуют плохо, предпочитая прокладывать маршруты на родных Apple Maps.
Впрочем публика пошумит и успокоится. Важнее, что начался второй акт: от ожидания мы переходим к собственно конкуренции. Apple, почистив ряды после неудачного релиза (Скотт Форстал отправлен в отставку именно из-за сырых карт, см. «Незаменимых нет»), трудится над Картами в режиме обычной для неё максимальной секретности. Но утечек не избежать — и вот уже жадные до слухов инвесторы обсуждают ведущиеся, якобы, переговоры между Apple и Foursquare. Для чего фруктовому гиганту понадобилась эта игровая социально-географическая сеть (см. «Маркетинг наоборот»)? Ответ прост: Apple ищет поставщиков метаинформации для своих Карт.
Метаинформация — все мыслимые сведения, которые только можно нанести на голую карту — образует ту самую «жировую» прослойку, которая и делает цифровую картографию и навигацию такими интересными, такими полезными. Обладателю мобильного устройства во втором десятилетии XXI века мало простой сетки улиц. Ему — нам! — хочется видеть и маршруты движения транспорта с их расписанием (а может быть и местонахождением конкретного автобуса), и названия магазинов, и их ассортимент, и рекомендации аборигенов на тему того, в какое кафе лучше всего забежать, а в какое соваться не следует.
Пока Apple не завела собственные карты, получение этих сведений её не заботило. Сейчас она вынуждена идти на поклон к метапоставщикам. С кем-то (Yelp) договорённость уже достигнута, со многими остальными (включая и Foursquare) её достигнуть только предстоит. Пока что гугловские карты бесспорно более насыщены контекстом, сможет ли Apple это исправить?
Ирония момента в том, что соперники преследуют разные цели. Для Google карты — всего лишь ещё одна рекламная площадка, место, которое она может сдавать рекламодателям. Для Apple собственные карты — это способ усилить производственную вертикаль, привлечь пользователей к своему железу: почти всё — от процессоров до софта — она выпускает сама, свои карты должны стать дополнительной ниточкой, удерживающей пользователей на смартфонах и планшетках Apple.
Эта стратегическая разница, как ни парадоксально, играет на руку Тиму Куку и его команде: сколь жестокой бы ни была картографическая конкуренция, Google не потеряет интереса к iOS, а Apple сможет предложить пользователям оба (и свой, и гугловский) продукта.
Важно помнить и о том, что Apple по натуре — приверженка резких, революционных переворотов. «Эволюционные», не блеснувшие ничем оригинальным iPhone 5 и iPad mini заставили на минуту поверить в то, что у Кука кончились идеи. Но грозой уже пахнет. У Apple беспрецедентно большой запас наличности (см. «Бабло и зло»), который она долгое время не решалась распечатать. Однако с начала 2010 года компания планомерно увеличивает капитальные расходы и сейчас аналитики чешут затылки, пытаясь понять, на что фруктовый гигант тратит уже почти четыре миллиарда долларов каждый квартал.
Предположительно, она строит новые фабрики для выпуска принципиально нового устройства. Какого? Самое время выдвигать предположения. Возможно, речь идёт об очках расширенной реальности а-ля Google Glass (сама Google планирует их массовый выпуск в конце 2013). Едва ли Apple позволит себе упустить этот новый намечающийся мобильный сегмент.