Хотя, казалось бы, в мире нет недостатка в музыкальных сервисах, они продолжают появляться. Российский ресурс Labbler, на первый взгляд, «лишь один из многих». Но только на первый. Labbler — это, в первую очередь, социальная сеть бизнес-направленности, причём созданная ради идеи, а не одного только заработка. О том, что из себя представляет Labbler, на кого он рассчитан и как сделан, рассказывает создатель ресурса Владимир Филонов.
— Можете рассказать, что у вас за проект?
— У нас профессиональная бизнес-сеть для музыкальной индустрии. Она представляет собой комплексное решение для всей отрасли, начиная с простых слушателей. Для них это стандартная вещь — прийти, найти любимых артистов, зафолловить их, получать от них обновления, новости, музыку, чарты, а также составлять плейлисты и обмениваться ими и просто переписываться с друзьями. В общем, стандартные элементы. Вторая часть — для самих профессионалов, то есть для артистов и звукозаписывающих лейблов. Для них это в первую очередь площадка для социальной активности. То есть это набор удобных инструментов, позволяющих доставлять контент своей аудитории. Во-вторых, это площадка для поиска новых бизнес-связей. Например, артист может найти себе или новый лейбл, или нового промоутера, обратиться в новое букинг-агентство.
Промоутер может найти себе новый клуб, прямо здесь договориться с его руководством, посмотреть, какие там уже проходили события. Главное — для всех игроков рынка получается открытая, прозрачная информация о других игроках и соответственно о потенциальных партнёрах. И третий уровень — это, собственно, уровень бизнеса. Это когда два профессионала уже договорились и хотят перейти на профессиональные отношения. Здесь у нас будет встроена CRM-система, которая даёт возможность прямо внутри вести документооборот, потому что у них уже началось общение. У каждого из них уже есть своя внутренняя CRM, и им нужно, не выходя из неё, как-то коннектиться и пересылать друг другу документы. В индустрии сейчас самая главная проблема — это то, что туда практически невозможно попасть новичку. Человек может быть суперталантливым, но если у него нет персональных связей, то это практически нереально.
— А здесь он может создать свою страницу и опубликовать записи?
— Да, он создаёт страницу, начинает показывать её друзьям, популярность растёт. У нас есть фиды с рекомендациями. Грубо говоря, если вы слушаете музыку определённого жанра и она у вас выставлена в персональных настройках, то система вам автоматически сообщает, к примеру, что трендовый артист, играющий в этом жанре, выступает в вашем городе. Соответственно, дальше он находит лейбл в этой системе, посылает ему заявку (прямо внутри системы). Лейбл не просто получает от него заявку с музыкой, которую ему нужно отслушать (заявок в день может быть очень много, их практически невозможно все послушать).
— И тогда лейблы тоже пользуются рекомендациями?
— Они могут просто посмотреть: вот артист набирает популярность, его стоит послушать. Или, наоборот, обнаруживают, что этого исполнителя никто вообще не слушает. Это даёт возможность молодым музыкантам найти свой путь, построить свою аудиторию, найти профессиональных партнёров. Естественно, для всего этого есть куча инструментов — как «внешних», для представления контента широкой публике, так и «внутренних»: аналитика, статистика. Мы будем агрегировать данные с социальных сетей. У нас уже есть интеграция с Фейсбуком: вы можете любой контент как простой пользователь шарить, плюс как профессионал вы можете делать кросс-постинг своих данных.
— На какой рынок ориентирован сервис?
— Мы сейчас нацелены на европейский рынок, потому что у нас стартовая целевая аудитория — это электронная музыка. Просто потому что один из авторов проекта сам занимается электронной музыкой уже больше пятнадцати лет и хорошо знает эту кухню. Нам туда проще зайти, и мы знаем, как работать с этой аудиторией. И исторически сложившийся центр этой музыки — в Европе. Поэтому наш целевой рынок — европейский, а потом мы будем расширяться на Америку и Россию, делать локализации.
— Какими социальными сетями сейчас пользуются в тех же целях?
— Сейчас в тех же целях приходится использовать несколько ресурсов — отдельно для каждого дела. Музыку выкладывают на SoundCloud, но там нельзя работать с чартами. Чтобы работать с чартами, нужно идти на Beatport.com. Чтобы работать с релизами, они идут на Beatport или на Discogs.com. Чтобы стримить свою музыку и продавать её, они идут на Spotify. Мы же предлагаем комплексное решение: достаточно зарегистрироваться — и можно пользоваться одной точкой входа.
— Есть ли у вас интеграция с какими-то из перечисленных сервисов?
— Сейчас у нас есть интеграция с SoundCloud, но пока односторонняя — пользователь может, придя с SoundCloud, выгрузить к нам всю музыку. Ещё он может импортировать свои чарты с Beatport. «Стянув» информацию со всех этих ресурсов, можно получить уже заполненную страницу в нашей системе.
— Каков сейчас статус проекта?
— Мы полгода находимся в открытой бета-версии. Надеемся к Новому году запустить стабильную версию и перейти к разработке бизнес-части, того самого функционала CRM.
— Много у вас уже пользователей?
— На данный момент у нас около десяти тысяч подписчиков.
— Удалось ли привлечь лейблы?
— Да, у нас есть звукозаписывающие лейблы. Пока нету топовых, конечно, — это в основном локальные европейские и несколько отечественных. Но у нас была очень короткая стадия активного маркетинга — около месяца мы проводили активный маркетинг в сентябре, а в октябре мы официально презентовались на Amsterdam Dance Event. А за месяц до этого запустили рекламу в Facebook и Google AdWords, но после мероприятия выключили её, так что основной рост у нас самостоятельный. Из десяти тысяч подписчиков у нас 3,5 тысячи профессионалов и рост — около тысячи в месяц. Но это естественный рост.
— А планы по монетизации какие?
— Основная модель — это фримиум. То есть для профессионалов это квотированные сервисы — есть некоторые ограничения по загрузке аудио, некоторые ограничения по созданию страниц плюс будет система подписок и продажи контента, причём мы будем иметь только некоторую небольшую прибыль с транзакций.
— А реклама?
— Нет, рекламы не будет.
— Может быть, как на сайтах знакомств сделать: заплатил — повысил свою позицию? По сути, это ведь и есть отчасти сайт знакомств.
— Похоже, но такая схема искажает и ломает всю нашу модель: получится, что тот, у кого есть деньги, окажется наверху, так что такого не будет никогда. У нас ещё будет сотрудничество с крупными фестивалями. Сейчас в феврале будет Dance Faire, опять-таки в Голландии, — это фестиваль для начинающих артистов. Туда приезжает более шести тысяч начинающих музыкантов и начинающих лейблов, и организаторы приглашают несколько топовых лейблов и артистов, которые проводят семинары и рассказывают, как работает индустрия. А мы будем как раз основной площадкой для участников.
— О том, чтобы продать стартап какому-нибудь лейблу, ещё не думаете?
— Нет. Дело в том, что мы очень идейный проект, поэтому если какой-то большой лейбл захочет купить, то он, скорее всего, захочет купить, чтобы закрыть. Потому что это идёт вразрез с основной индустрией, в которой всё закрыто. Лейблам выгодно, когда новые игроки не могут самостоятельно пробиваться, а идут через них. Лейблы и паблишеры могут начать совать нам палки в колёса. Но есть и надежда на то, что что-то изменится и большие лейблы захотят сами попасть в тренд и найти новые рынки вместе с такими стартапами, как наш.
— Скажите пару слов про технологии, которые используете.
— Основная технология — это язык программирования Python и фреймворк Django. Для риалтаймовых сообщений используется Erlang, а в качестве базы данных — Riak и PostgreSQL. Но вообще у нас всё часто меняется, мы всё время ищем новые технологии, наиболее подходящие под конкретные задачи.
— Звучит очень модно.
— Главное — хорошо работает.
(Голос со стороны) — Про модность — да. У нас вообще всё автоматизировано: есть медведь-наркоман-бот, который всё на себе завязывает.
— Erlang и Django нормально интегрируются вместе?
— Они отдельно существуют и работают вместе через базу данных, через AJAX, через очереди. Это разные подсистемы, они практически изолированы друг от друга, и им всё равно.