Компания Acer планирует наладить производство семидюймовых планшетов стоимостью не более 99 долларов. Об этом сообщает издание Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники. 99 долларов — это серьёзная ценовая заявка. Настолько дешёвые устройства до сих пор выпускали только безымянные «китайцы». Цена недорогих планшетов Amazon и Google замерла на планке 200 долларов, и она, по слухам, весьма близка к себестоимости.
Устройство пока не анонсировано, но ожидается, что оно будет назваться Iconia B1, использовать Android и обладать дисплеем с весьма скромным по нынешним временам разрешением 1024х600 точек. Сами по себе ни характеристики, ни цена планшета Acer не вызывают удивления. Подобные устройства не редкость даже в московских магазинах. На «Яндекс.Маркете» можно отыскать 45 моделей планшетов, которые обладают характеристиками, сравнимыми с Iconia B1. Разброс цен — от 2 983 до 18 300 рублей. Нижнюю половину ценового диапазона оккупировали малоизвестные производители из Китая (дешевле всех — устройство под названием Ainol Novo 7 Mars), а на самом верху расположился многоуважаемый Samsung Galaxy Tab 7.0 с 16 Гбайтами встроенной памяти. Такая дороговизна, впрочем, — исключение из правила. В среднем маломощные семидюймовые планшеты стоят в России от 100 до 200 долларов.
Стоимость подобных устройств за пределами страны ещё ниже. Тут надо учитывать нашу «национальную особенность» — существенные наценки на импортную продукцию. В частности, совместное творение ASUS и Google — планшет Nexus 7 c 16 Гбайтами встроенной памяти — стоит у производителя 199 долларов, в то время как в России цены на него, судя по тому же «Яндекс.Маркету», начинаются с с 8990 рублей. Это уже не 200, а почти 300 долларов.
Если цена относительно дорогих десятидюймовых планшетов почти не меняется со временем, то между производителями дешёвых семидюймовых устройств идёт ценовая война. Ещё недавно семидюймовые планшеты стоили не меньше 300-400 долларов, теперь их цена упала до 100-200, и это, видимо, не предел. Характеристики дешёвых планшетов не поражают воображения (канарейка за копейку басом не поёт, как известно), но покупателей таких устройств редко волнует количество гигагерцев и точек на дюйм.
Acer, возможно, будет первой ласточкой, но в том, что за ним последуют остальные, сомневаться не приходится. Для Amazon и Google это даже проще, чем для обычного производителя железа: обе компании зарабатывают не на продаже устройств и могут позволить себе демпинг, который другим не по карману. Подтверждения этому уже поступают. По сведениям Digitimes, следующая версия семидюймового планшета Nexus будет использовать новый и более дешёвый метод изготовления дисплеев. Технология Glass-Film-Film («Стекло-плёнка-плёнка»), разработанная некоей компанией O-Film Tech, позволит сделать устройство не только дешевле, но и тоньше. Правда, опрошенные Digitimes аналитики уже сомневаются в том, что партнёры Google согласятся изготавливать комплектующие настолько дёшево. Реальная цена, скорее всего, составит 129-149 долларов.
Себестоимость сенсорных дисплеев, уменьшения которой пытаются добиться разработчики нового Nexus, — это едва ли не главный фактор, сдерживающий падение цен на планшеты. Она уменьшается с каждым годом: чем более отработанным и массовым становится производство определённых типов панелей, тем ниже их цена. Аналитики Digitimes Research прогнозируют, что общемировые поставки сенсорных дисплеев в 2013 году вырастут до 1,75 миллиарда штук (на 17,2 процента по сравнению с 2012 годом). Количество экранов для планшетов составит 230 млн штук (прирост — 38,2 процента за год).
При этом в Digitimes Research прогнозируют, что объёмы поставок дисплеев, изготовленных по технологии Glass-on-glass (GG), тех, что используются в старших моделях Apple iPad, снизится; прирост произойдёт в основном за счёт ёмкостных дисплеев DITO, которые используются в iPad mini. Иными словами, большая часть роста в следующем году придётся на более дешёвые и малогабаритные дисплеи и, следовательно, недорогие планшеты.
Покупателей это не может не радовать, но тут есть ловушка: если цены продолжат снижаться, в какой-то момент маржа упадёт настолько, что для многих производителей такие устройства станут попросту непривлекательными, а пути назад нет. Как они будут выкручиваться, не совсем понятно. Впрочем, пример Amazon и Google показывает, что выход найти можно.