В конце девяностых годов прошлого века гегемония Google на рынке поиска была ещё не очевидна. Существовала куча поисковых систем, которые соревновались друг с другом за первенство и при этом были едва пригодны для использования с точки зрения нужд современного пользователя интернета. Тем не менее иногда старые имена вновь «всплывают» на поверхность — так и случилось с поисковиком Lycos, который теперь будет не совсем стандартным поисковиком (и российское подразделение которого когда-то возглавлял Андрей Себрант, ныне директор по маркетингу сервисов Yandex).
В чём его основная «фишка»? Lycos будет показывать необходимую информацию прямо в выдаче, для того чтобы у пользователя не было необходимости переходить по ссылке. Нынешний исполнительный директор Lycos Роб Белези говорит, что пока продукт ещё не готов, и потому не называет деталей.
«Я не думаю, что мы хотим конкурировать с Google, — говорит Белези. — Цель Google состояла в том, чтобы проиндексировать всю Сеть и создать «Библиотеку Конгресса для интернета». Наша цель заключается в другом: мы пытаемся выдать ответ на поисковой запрос, который будет важен для людей, и сделать поиск интуитивным и красивым, применив тот же подход к данным, который сейчас используется на нашей стартовой странице».
На стартовую страницу можно посмотреть тут (или просто набрав lycos.com). Что получится из инициативы Белези, пока непонятно, хотя идея, несомненно, хорошая. Для нас она хороша прежде всего тем, что дала повод освежить в голове те самые поисковики, которыми мы пользовались лет пятнадцать назад и которые уже почти стёрлись из нашей памяти.
AltaVista
В 1995 году, на момент своего появления, эта поисковая система была самой быстрой — она работала на мощнейшем на то время сервере DEC Alpha. Поисковик понимал естественный язык, и его выдача вполне помогала человеку найти ответ на конкретный вопрос. В 1998 году его выкупила компания Compaq, однако забыла выкупить altavista.com. На страницу поиска можно было попасть только при наборе altavista.digital.com, а с altavista.com открывался сайт фирмы AltaVista Technology, которая разработала поисковик. Потом Compaq купила и этот домен, однако заработать на этой поисковой системе компании так и не удалось. Ну а растущая популярность Google окончательно решила судьбу некогда популярного поисковика.
HotBot
Этот поисковик, прежде всего, известен тем, что сделали его в недрах знаменитого журнала об ИТ Wired. Он открылся в мае 1996 года и был достаточно популярен. Его выдача поначалу основывалась на результатах, которые он брал из базы данных, поставляемых компанией Inktomi. Опыт использования его в 1997 году показывал, что некоторые вещи он искал на удивление хорошо. Это, впрочем, не помогло ему выжить и уж тем более победить Google. Сейчас HotBot.com владеет всё тот же Lycos, о котором шла речь выше.
Excite
Excite был чуть ли не самым популярным сайтом в интернете — в 1997 году обгонял его по посещаемости только Geocities. Помимо поисковика под этим названием скрывались веб-почта, мессенджер, а также возможность настроить пользовательскую домашнюю страницу. В 1999 году произошёл достаточно забавный случай: к руководству Excite пришли два аспиранта с фамилиями Брин и Пейдж и попытались впарить за целый миллион долларов какой-то Google. Расчётливые менеджеры компании, разумеется, аспирантам отказали.
Infoseek
Один из самых старых поисковиков — был разработан в 1994 году. Обладал богатой системой поисковых модификаторов (например «ИЛИ», «НЕ» и т.д.): можно даже было назвать число слов, на которое одно слово из изначального запроса отстояло бы от другого. В 1998 году Infoseek купил Disney, после чего технологию поисковика использовали в диснеевском поисковом сервисе Go.com.
Апорт
Какие российские поисковые системы мы знаем? Yandex? Rambler (последний, кстати, не так давно перешёл на поиск Yandex)? Почему же! В конце девяностых был ещё и третий столп — поисковая система «Апорт». Представили её в феврале 1996 года, но тогда она искала только по сайту russia.agama.com. По всему интернету она начала искать только 11 ноября 1997 года и вполне успешно конкурировала с Yandex и Rambler до начала двухтысячных. После покупки поисковика РОЛом активное внедрение новых функций в него застопорилось, и он достаточно быстро покатился по дороге в забвение.