Незаказанная реклама, часто самого глупого или мерзкого содержания, «достает» практически каждого пользователя сотовой связи. Не смотря на громкие заявления «опсосов» из серии «мы с этим сражаемся» никаких результатов этой «борьбы» нет и… не будет.
Установка с пользователями «контакта» через сотовую сеть проста до безобразия — достаточно просто составить сколь-нибудь завлекательный текст вашего послания и оплатить услуги многочисленных SMS-шлюзов, которые будут готовы отправить ваш рекламный бред по широкой пользовательской базе. Постулируется, что базы-то вы предоставите этим компаниям сами, но за небольшие деньги вам предложат свои наработки. Выгода очевидна — при рекламе на ТВ или с помощью соцсетей, где надо поработать головой над привлечением клиентов, цена контакта стоит от 2 до 25 рублей. В SMS-рассылках каждое прочтенное сообщение — не больше нескольких копеек. «Теперь рекламное SMS-сообщение можно послать потенциальным клиентам, которые еще не знают о Вас!», — пишут на своих веб-сайтах организаторы таких незаконных рассылок. Главное, с чем спам-распространители не связываются — это политические лозунги. Все остальное — без проблем.
Часто пользователи «популярных» мобильников получают несколько спамных SMSок в деньНе знаете, как ваш номер попадает к спамерам? Самый оперативный путь — это оплатить телефон в электронном автомате. Соглашаясь с офертой на прием платежей вы соглашаетесь с тем, что какие-то сторонние дяди будут спамить ваш телефон своей рекламой. Особенно любят это в Qiwi. Совершенно не исключено, что такие базы продаются потом сотрудниками компаний «налево». Говорят, они удобно сгруппированы — по регионам, по числу перечисляемых денег: ну чтобы клиенты могли выбирать кому и что отправлять. Кроме того, регулярно поставляют на рынок базы сотрудники страховых компаний (всем приходит SMS-спам с предложением купить ОСАГО и КАСКО?), различные дисконтные программы, банки розничного кредитования, предприятия «соцкультбыта» (например, салоны красоты, авторемонтные мастерские и т.д.). Базы специализированные, где указаны какие-то данные о пользователях ценятся, конечно, дороже: «таргетинг» здесь можно настраивать более гибко.
Механизм рассылки спама предельно прост — бОльшая часть таких «компаний» заключает договора с тем или иным контент-провайдером, который имеет прямой доступ к SMS-центра операторов связи. Формально они гарантируют, что они «белые и пушистые» и не будут рассылать плохие сообщения. По договорам, все рассылаемые таким образом SMSки должны получить подтверждение от сотрудников оператора и сам отправитель должен прогарантировать, что все получатели выразили согласие получать эти самые рассылки. Мол, это никак не SMS-спам. Но в силу извечной российской коррупции, эти правила практически никогда не выполняются. И получается, что из одной сети сотовой связи в другую выплескивается поток SMS-спама. Из второй — в первую и так постоянно. То есть спамер, например, из сети «ВымпелКом» чаще все отправит данные куда-нибудь в МТС или «МегаФон», но никак не в «свой» Билайн. И наоборот. Дело в том, что такой прямой доступ, оказывается, SMS-антиспамными решениями никак не фильтруется. А коллеги-операторы, получая SMSки из других сетей (и свою часть оплаты за их доставку) закрывать глазки на явное нарушение ФЗ «О рекламе».
Разбивать свой телефон со злости, наверное, не стоит — от спамных SMSок тоже можно организовать оборонуВ этой связи показательным выглядит позиция компании «МегаФон» которую можно найти вот здесь. К слову, скажем, что «Мега» хоть нашла силы в себе высказать свои оправдания — МТС и «ВымпелКом» и вовсе молчат. Итак, какие есть виды спама? Внешний и внутренний. Конечно, с внутренним бороться проще — это тот, который тупые юзвери пытаются разослать с симок, оформленных на чужие паспортные данные. Несколько сотен SMS в час да еще одного содержания — и номер просто заблокируют. А вот с внешним спамом, оказывается-то, и сразиться никак не получится. Как оправдываются опсосы?
Тезис первый: «необходимо знать, что согласно условиям лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи оператор обязан доставить своим абонентам отправленные им из других сетей SMS-сообщения, даже если они являются спамом». Угу. То есть пришел к нам спам — мы это видим, но ничего сделать не можем ибо за него заплачено. Доставим. Но нигде не сказано, в какой промежуток времени все это SMS-счастье надо доставлять. Если, например, система фиксирует массовую отправку рекламных сообщений (напомним — это такие, которые возбуждают интерес к продукту или услуге), то что нам стоит их поместить в карантин и у отправителя (пусть и зарегистрированного в сети другого оператора связи) попросить подтверждение, что все получатели жаждут этот спам получить? Ничего не мешает. Подтверждения такого не будет. И спам можно не доставлять. Но оператору ой как не хочется этого делать — он деньги теряет.
Тезис второй: «если внимательно изучить действующее уголовное законодательство, то становится очевидно, что отслеживание похожих фраз и слов в тексте сообщений может содержать признаки состава уголовного преступления, предусмотренного Статьей 138 УК РФ о «Нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»». Боюсь что это объяснение несколько притянуто за ушки. Оператор вполне может изучать аномальную активность в своей сети. Если какое-то сообщение с похожим текстом рассылается несколько тысяч раз в минуту он вполне вправе поинтересоваться его содержанием (что антиспам системы периодически делают) и определить рекламное это сообщение или нет. Дальше — по решению, описанном в тезисе №1. Кроме того, кроме содержания у спама много других особенностей — множество одинаковых по «весу» сообщений от одного отправителя различным адресатам. Взрывной рост трафика. Наличие жалоб абонентов по какому-то типу контентов. В конце-концов в лицензии оператора связи записана его обязанность следовать российскому законодательству — ну так и наладили бы взаимодействие с ФАС по этому вопросу. Повод — соблюдение федерального закона «О рекламе» — статьи 18, части 1. Было бы желание.
Опсосы отлично знают что такое спам — просто не хотят с ним бороться. Это ведь деньги.Кроме того — операторы связи отлично знают что такое спам. Определение этого термина имеется в «Правилах оказания телематических услуг связи», которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации. Цитируем: «спам» — телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия…»
Третий тезис: «девяносто девять процентов спама приходят абонентам из внешних сетей с SMS-центров других операторов». Угу — и у всех опсосов по кругу одна и та же ситуация — спамят другие. Этих операторов много? Всего 3-4 крупных на всю страну. Их руководство не может договорится между собой о взаимодействии на уровне технических специалистов? На рынке VAS же удалось оперативно «прибивать» проекты с теми же вирусами-блокираторами. Была просто политическая воля. А стопорить и проверять SMS-рассылки сложно? И что это за тезис о том, что «запросы [по спаму] обрабатываются с большой задержкой или не обрабатываются вообще»? Если так — что мешает опсосам обнародовать такие случаи? Обращаться в тот же ФАС? Природная скромность?
Временами специалистов опсосов прорывает на фразы правильные по существу. Однак цитата: Чтобы все существующие разработки заработали в полную силу, во-первых, необходимо ввести нормативное определение SMS-спама, которое в России на данный момент отсутствует, а во-вторых, наделить операторов полномочиями по ограждению абонентов от нежелательных рассылок». Браво. Но вспомним, что 80% самых обычных электронных сообщений в электронной почте — это спам. И существует множество решений, которые эффективно с этими системами сражаются. И системы автоматической фильтрации работают вполне в правовом поле — пользователи только говорят им спасибо за чистый ящик без электронного мусора. А операторы сотовой связи, где весь спам не вообще из сети, а исключительно от их долбанных партнеров ведут себя как малолетние нашкодившие дети — это мы не можем, здесь нам не разрешили и вообще большой дядя запрещает проявлять инициативу. Считаете, что вам мало возможностей — апеллируйте к регулятору. Мало ассоциаций чтоли в России или профессиональных сообществ? Ни одного коллективного письма от «Большой тройки» и Tele2 с Ростелеком на эту тему нет. Всякие проекты «антиспам» придумываются уже года как 3-4, а воз и ныне там. У каждого оператора свой полностью подконтрольный цифровой мир с известным количеством «точек входа». И они нам рассказывают о том, что заблокировать спам они не могут. Смехота.
Как самым обычным пользователям не «забить» свой телефон SMS-спамом?
1. Пополнять баланс счета с помощью банковской карты в Сети или через банкомат — спам такие системы точно не рассылают.
2. Там, где можно оставить неправильный мобильный телефон (например, в анкетах для дисконтных программ) стоит так и делать — например, сократить номер на одну цифру. Не оставлять свой мобильный телефон в полисах бланков ОСАГО — там его точно украдут.
3. Завести себе «левый» сотовый телефон для «мусорных» данных — тот, который будет оставлять в любых автоматизированных системах или для авторизации в интернет-системах и который потенциально может быть атакован спамерами;
4. По каждому варианту получения SMS-спама необходимо писать заявление в ФАС — как это сделать описано вот здесь. Да, это муторно, но единственный эффективный путь борьбы с умственно отсталыми авторами спамных SMS-рассылок.
5. Если ваше устройство — это смартфон на более-менее распространенной мобильной платформе, то можно поискать защитное ПО-блокиратор против ненужных вам SMS-рассылок в магазине приложений.
UPD. Рассказал об этой ситуации Первому каналу — посмотреть видеосюжет можно вот здесь.