Согласно октябрьскому опросу ВЦИОМ, интернет-пользователями в России являются уже 60% человек; 40% их них выходят в сеть ежедневно. Данные британской исследовательской компании Point Topic свидетельствуют о том, что по итогам первого полугодия 2012 года Россия стала лидером среди европейских стран по темпам роста абонентской базы проводного интернета (28,3%). По результатам майского отчета компании Ericsson, мобильным интернетом активно пользуются в нашей стране уже более 70 миллионов человек.
The Boston Consulting Group (BCG) прогнозирует, что доля интернет-бизнеса в ВВП России к 2016 году увеличится до 2,8%, а объем российского интернет-рынка к данному моменту достигнет 2,3 триллиона рублей.
Стоит ли удивляться, что в последние годы в интернет-индустрии наблюдается настоящий бум стартапов. О том, стоит ли ожидать перехода количества в качества и о главных проблемах российского Рунета говорили участники TechCrunch Moscow 2012. Мы публикуем наиболее яркие выступления спикеров.
Айдар Калиев, руководитель венчурного бизнеса ВТБ Капитал:
Для нас этот год оказался «отрезвляющим» в плане инвестиций в интернет. За это время, живя с компаниями в качестве их инвесторов, мы увидели те проблемы, с которыми сталкиваются стратапы – причем стартапы даже достаточно успешные. И это притом, что мы вкладывались в компании на достаточно поздних стадиях (сделки этого года — это, в основном раунды B и C). Самой главной проблемой для российских интернет-компаний, на мой взгляд, все-таки остается сложность доступа к капиталу. Российская венчурная индустрия развивается стремительно, мы слышим много громких слов, но по нашему опыту, даже при условии наличия в стране хороших предпринимателей, хороших рынков и даже хороших партнеров-соинвесторов, привлечение нового капитала в России остается сложнейшим challenge. И это испытание ложится на плечи не только самого предпринимателя, но и на тех инвесторов, которые решили рискнуть первыми.
Ерам Титц Управляющий партнер, Ernst & Young Israel:
Мы являемся лидерами на израильском рынке консалтинга для инновационных стартапов. В последний год мы начали работать и в России. И я вижу много общего между тем, что сейчас происходит в России, и тем, что происходило в Израиле несколькими годами ранее. Фундамент один и тот же – есть огромная база научных знаний, отличные специалисты, есть те, кто готов делать экспертизу, есть огромный потенциал для проектов на локальном рынке. Недостает одного – ресурсов. Откуда должен поступать капитал для развития инновационных компаний? Он придет в стартапы только тогда, когда владельцы венчурного капитала увидят возможность в будущем выйти из проектов. Сегодня в мире есть огромные запасы «сверхденег», которые доступны венчурным инвесторам разных раундов через продажу стартапов корпорациям. Вдумайтесь: около ста крупнейших технологических компаний обладают более чем 1 трлн. долл. — и они хотят покупать. Если инвесторы поймут, что подопечные им компании интересны этим гигантам, они возьмутся за стартапы. Потому что их бизнес строится на одном: они хотят покупать дешево и продавать дорого. Нужно понять, что если вы, стартаперы, тоже захотите прибыли, захотите мировой экспансии, захотите огромных оборотов – то венчурный капитал придет к вам.
Сегодня в России нет равновесия. При обилии венчурных проектов и денег в индустрии непосредственно сделок крайне мало. Вскоре ситуация изменится. Та «середина» (компании с определенными результатами, но которым пока не удалось встать в один ряд с уже успешными компаниями, такими как Яндекс, ABBYY), в ближайшие годы должна заполниться. Появятся компании, которые привлекут внимание крупных игроков. Этот интерес и заставит венчурных инвесторов активнее вкладываться.
Марина Трещова, генеральный директор Fastlane Ventures:
На самом деле российская интернет-индустрия развивается очень быстро. Fastlane Ventures инвестировала в OZON.ru как в совсем начинающий проект и тогда, в 2001 году, в России было всего 6 млн. интернет-пользователей — сейчас их 60 млн., а по прогнозам экспертов, к 2015 году это число вырастет до 107 млн. человек. Так что Россия это реально один из топов развивающихся рынков во всем мире.
Одна из проблем такого быстрого роста заключается в том, что в таком темпе не успевает накапливаться никакой опыт. Поэтому мы, Fastlane Ventures, входим в проекты и активно участвуем в операционной деятельности портфельных компаний. Так мы помогаем стартапам достигать успеха быстрее. Что касается основных проблем российских интернет-стартапов, то это, в первую очередь, дефицит инвестиций раунда A (причем посевное финансирование в последние годы стало работать).
Светлана Никифорова, управляющий партнер, «Стартобаза»:
Я была первым директором «ИТ-парка» — технопарка в Казани, — и у меня есть огромный опыт реальной экспертизы проектов. Ко мне обращалось очень много людей: кто — посоветоваться, кто — спросить денег, кто – с просьбой свести с людьми. И я за все это время поняла, чего же не хватает российскому инновационному бизнесу. Безусловно, нельзя ругать предпринимателя, что он в состоянии сделать крутой технологический продукт, но не умеет его продавать. Такого предпринимателя надо учить. Я этим и занимаюсь, будучи бизнес-ангелом и человеком, собравшим команду внешних управляющих менеджеров, которые помогают стартапам. За полтора года я проинвестировала девять компаний, и могу сказать, что для инвестора большую сложность вызывает процесс структурирования сделок. В России пока очень мало людей, которые этим занимаются. К тому же, не меньше проблем вызывает оценка стоимости компании при заходе иневстора в раунде А. Сложно оценить рынок и перспективность проектов на данной стадии, как следствие – стоимость компании также крайне туманна. Отсюда – необъективно завышенные оценки самих стартаперов. Уверен, в самом начале пути бизнеса его должны сопровождать бизнес-ангелы – они помогут стартапам сориентироваться и беспристрастно оценить себя.