Нет никаких сомнений, что в будущем к интернету будет подключено всё: от холодильника до зубной щётки и от платяного шкафа до носков, лежащих в его ящике. Эту тенденцию называют «интернет вещей», и она всё больше на слуху. Воплощения же пока вызывают лишь улыбку (как те носки с чипами), а не возглас «Заткнись и возьми мои деньги!».
Возникает мысль: уж не то же ли самое скрывается за термином «интернет вещей», что пятнадцать лет назад нам обещали под видом «умного дома»? Он, если помните, так и не превратился в прекрасные продукты и застрял где-то на этапе маркетинговых грёз. Хоть аналогия и может оказаться верной, и понятия близки, но всё же не одинаковы. Под умным домом понимается жилище, напичканное электроникой, тогда как интернет вещей — это возможность связывать с глобальной сетью любую вещь, будь то домашняя утварь, одежда или любые предметы обихода, включая даже упаковки товаров.
Изменилось и время. Умный дом — тема из начала двухтысячных: с тех пор домашние беспроводные сети стали нормой, а домашних гаджетов и подключённых устройств стало столько, что разговоры об электронных «экосистемах» больше не звучат теоретически. К тому же сейчас появилась интереснейшая возможность взять реализацию в свои руки и не дожидаться, пока раскачаются корпорации.
Писатель-фантаст Брюс Стерлинг в одном из выступлений рассказал о придуманным им новом слове — «спайм». Спаймы — это объекты, которые можно отслеживать в пространстве и времени, в том числе до их появления в реальном мире и после их исчезновения. Стерлинг говорит о нескольких быстроразвивающихся направлениях в технике, которые способствуют появлению спаймов. Здесь и технологии вроде RFID, позволяющие идентифицировать объекты на коротких расстояниях, и GPS с его возможностью определять местоположение на поверхности Земли, и способы поиска реальных вещей, подобные интернет-поисковикам, и даже программы трёхмерного моделирования и трёхмерные принтеры, связывающие мир виртуальных вещей и реальных.
Представьте, что вы покупаете пару кроссовок. Зайдя на сайт продавца, вы выбираете их размер и цвет, затем оставляете заказ. Эта информация становится первым цифровым представлением будущей вещи. Кроссовки изготавливаются, поставляются на склад и доставляются вам — их путь даже можно отслеживать по карте. Всё это уже реализовано и доступно сегодня.
Следующие же этапы слегка футуристичны, но лишь слегка. В кроссовки могут быть встроены идентификационные чипы, которые позволят при помощи приложения на телефоне найти ботинок, затерявшийся под кроватью. А когда подошвы сотрутся, через то же приложение можно будет вернуть товар производителю для ремонта или утилизации. Таким образом, обыкновенный предмет одежды на всех этапах своей жизни имеет цифровое представление. И даже если кроссовок больше нет, у вас в почте останется их идентификационный номер и ссылка на сайт производителя, по которым в любой момент можно будет снова обратиться к покоящейся электронной «душе» кроссовок. К примеру, чтобы возродить их в виде новой пары.
Крупные промышленные компании активно работают над тем, чтобы подобные истории стали реальностью. Они формируют альянсы и работают над стандартами будущих «умных» вещей. К примеру, IPSO Alliance (от Internet Protocol for Smart Object) был основан в 2008 году, и в него входит множество компаний, названия которых на слуху, и не только у специалистов по ИТ: Bosch, Ericsson, Fujitsu, Toshiba и многие другие. Альянсам покровительствуют правительства — Европарламент, к примеру, в 2009 году опубликовал план о поддержке инициатив, связанных с интернетом вещей.
Всё это может оказаться очень важным в перспективе, но даже зная это, сложно избавиться от ощущения смертной скуки. Понятно, что компаниям было бы очень выгодно отслеживать жизнь своих товаров на всех этапах их существования, и что они этого рано или поздно добьются результатов, и даже что результаты наверняка повлияют на нашу жизнь, но времени пройдёт столько, что ощущение чуда может поистрепаться по дороге.
Как ни странно, куда более восхитительные чудеса можно найти в прошлом. За последние два десятка лет В лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института успели разработать множество концептов, каждый из которых так или иначе смешивает реальный мир с виртуальным. AmbientROOM — один из наиболее крупномасштабных проектов, разработанный ещё в 1994 году. Для интернета вещей ambientROOM — это почти то же самое, что mother of all demos Дугласа Энгельбарта — для компьютерных интерфейсов. В рамках ambientROOM была сконструирована целая комната, вещи в которой были представлениями закреплённых за ними наборов данных.
Один из таких объектов, демонстрируемых в видео, — бутылочка, являющаяся индикатором дорожного движения. Открываем пробку и слышим гул машин и гудки, закрываем — звук исчезает. В комнате есть и индикаторы побольше, работающие непрерывно: они хорошо подходят, чтобы следить за отображаемыми параметрами неосознанно — благодаря периферийному зрению. По стене ambientROOM бегают блики от проектора, а потолок может в определённый момент пойти волнами, будто это поверхность воды. Переключить индикатор на отображение какого-то нового параметра можно просто поднеся отвечающий за него предмет.
Понятно, что эта комната не станет реальностью ни в ближайшем будущем, ни в отдалённом, но учёные не ставили перед собой такой цели. Их исследования скорее показывают те направления, в которых техника может развиваться, а уж реализация, да и конкретное применение могут быть совсем иными. Часть из этих наработок войдёт в нашу жизнь через 3-7 лет, когда крупные компании решат, что стандарты готовы, и можно переходить к выпуску «умных» продуктов. Но кое-что можно сделать своими руками уже сейчас.
На Kickstarter интернет вещей — одна из самых горячих тем, и в отличие от разработок исследовательских лабораторий, проекты стартаперов, ведущиеся на деньги, собранные с пользователей, имеют непосредственный практический характер и интерес для простых смертных.
Взять, к примеру, Twine — эти маленькие синие кусочки пластмассы, продающиеся по сто долларов за штуку, скрывают в себе сенсоры температуры, вибрации и по выбору покупателя — другие датчики. Разложив их у себя дома, можно при помощи несложного сервиса запрограммировать реакцию на изменения различных параметров.
Smart Things — чуть более продвинутая система, состоящая из роутера, датчиков и механизмов, приобретаемых в наборах или по отдельности. Измерять можно практически что угодно — от света и температуры до задымления или присутствия людей в комнате. В качестве реакции можно запрограммировать регулировку температуры в помещении, включение и выключение света, открытие и закрытие окон.
Эти гаджеты позволяет воплотить свои идеи, не дожидаясь пока нужные продукты выпустят крупные производители. В частности — реализовать мечту пятнадцатилетней давности и сделать свой дом «умным». К интернету вещей это относится лишь косвенно — но лишь до поры до времени. Предметы обихода, снабжённые чипами в сочетании с домашними датчиками дадут наиболее интересные результаты. Благодаря им мы сможем находить утерянные на территории своего же дома ключи, очки и кошельки (не говорите, что с вами не было таких случаев!), настраивать напоминания, мешающие уходить на работу, не взяв с собой пропуска, или ультразвуковую сирену, срабатывающую, когда кошка залезает на кухонный стол.