В разных технологических компаниях к дизайну относятся по-разному. Где-то, как в Apple, дизайнеры — самые главные, и они придумывают не только то, как будут выглядеть новые продукты, но и что они будут делать. В других фирмах дизайнеры отвечают лишь за внешний вид и с ними никто не советуется при принятии важных решений. Вот цитата из интервью бывшего директора Apple Джона Скалли, который делился своими воспоминаниями о компании и заодно рассказал о том, чем в плане дизайна Apple отличается от Microsoft.
«Анекдотичная история. Мой друг был на встречах Apple и Microsoft в один и тот же день. Он пришёл на встречу в Apple (он один из вендоров компании), и когда в комнату вошли дизайнеры, все разговоры затихли. Потому что дизайнеры — наиболее уважаемые люди в компании. Все знают, что дизайнеры отчитываются непосредственно перед Стивом [Джобсом] и говорят от его имени. Apple — единственная компания, где дизайнеры отчитываются прямо перед исполнительным директором.
Потом в тот же день он был в Microsoft. Когда он вошёл в комнату, все болтали, а потом началась встреча, и никаких дизайнеров не пришло вовсе. Вокруг сидели технари, и каждый пытался подбросить свою идею при обсуждении дизайна. Это рецепт для катастрофы».
Со времени этого интервью в Microsoft кое-что изменилось: судя по последним продуктам вроде Windows Phone и Windows 8, статус дизайнеров в компании значительно изменился в сторону повышения важности. В Google, похоже, сейчас происходит то же самое.
Ещё не так давно про Google ходили слухи, будто в этой компании вообще не уважают дизайнеров и не стремятся ими обзаводиться. Говорят, при приёме на работу людей, специализирующихся на проектировании пользовательских интерфейсов, их заставляли отвечать на вопросы, связанные с программированием и алгоритмами. Не самый простой способ найти таланты в области UI/UX. Но это, в целом, отражает тогдашний взгляд Google на дизайн: многие вопросы, связанные с внешним видом приложений и сервисов, действительно решались алгоритмически — при помощи «A/B тестирования», при котором любые параметры (включая даже оттенки и толщину линий) подбираются по результатам работы фокус-группы.
Когда в 2011 году на посту главы компании Эрика Шмидта сменил Ларри Пейдж, всё изменилось. Пейдж устроил крупномасштабную реструктуризацию, одной из целей которой был полный редизайн всех продуктов Google. Как именно привели в исполнение этот грандиозный план? Частично ответы можно найти в статье издания The Verge, корреспондент которого побывал в офисе Google в Нью-Йорке и пообщался с дизайнерами компании.
Первым этапом дизайнерской революции, задуманной Пейджем, стал проект с кодовым названием Kennedy. Внезапно оказалось, что в Google всё же есть настоящие дизайнеры — как раз в том самом нью-йоркском офисе. От работы над продуктами, правда, они были максимально далеки и занимались разработкой рекламных кампаний и съёмкой видеороликов. Но создать фирменный стиль для сервисов и программ Google для них не оказалось большой проблемой.
Новая команда дизайнеров старается достичь максимальной простоты и изящества, но не в ущерб функциональности. В результате многочисленных мозговых штурмов родился тот стиль, который мы сейчас можем видеть на большинстве страниц Google и в фирменных приложениях. Чистое пространство, разделённое отбрасывающими тени линиями, прямоугольные цветные кнопки (преимущественно красные с белыми надписями) и прочие его элементы уже стали настолько привычными, что воспринимаются как должное. Старое оформление даже сложно вспомнить — хоть некий общий стиль раньше и проглядывался, но был настолько непримечателен и настолько по-разному трактовался разными командами разработчиков, что не воспринимался как что-то единое.
Результатом трёхмесячного проекта Kennedy стало не только определение общих гайд-лайнов для дизайна продуктов Google, но и создание команды под названием UXA. Сотрудники, входящие в эту группу, занимаются не только разработкой фирменного стиля, но и его внедрением в различных продуктах. Каждый из руководителей разработческих групп обязан контактировать с UXA и стараться помогать поддерживать общий стиль.
Комната дизайнеров Google. Обратите внимание на замазанные области — там наверняка скрываются ещё не анонсированные продукты!Однако у дизайнерской инициативы Google есть значительное отличие от того, что делают в том же Apple. Если в Apple у дизайнеров есть лидер, который всегда может принять ключевое решение единолично (раньше им был Стив Джобс, а теперь это Джонатан Айв), то в Google дизайнеры с гордостью говорят о том, что главного у них нет и все решения принимаются коллективно в ходе ежедневных обсуждений.
Есть и другое отличие. В Apple дизайн и соблюдение гайд-лайнов — это неотъемлемая часть работы над продуктом, а в Google, похоже, эта связь по-прежнему менее очевидна. Хоть контакт между UXA и командами, работающими над конечными продуктами, налажен, ни о какой «диктатуре дизайна» речи не идёт. Хоть единый стиль и существует, трактовать его разные группы разработчиков могут по-разному. Разным оказывается и результат.
Положительным примером может считаться новое приложение Google Maps для iOS. В его дизайне отлично передан новый стиль Google, но при этом оно не кажется инородным на iPhone. Многим пользователем оно пришлось по вкусу больше, чем приложение Apple, через которое Google Maps отображались раньше. Другой интересный пример — мобильный Google Chrome, который отличается не только удобством, но и прекрасно выглядит в версиях и для iOS, и для Android.
Но много ли общего между стилем этих двух хороших приложений? Отчётливо ясно, что над ними работали совсем разные группы дизайнеров. И если посмотреть, к примеру, на мобильное приложение Google+ для iPhone и iPad, то окажется, что свободы вольно толковать гайд-лайны у разработчиков Google по-прежнему многовато. Если в ранних версиях мобильный Google+ напоминал основной сервис, то теперь он мутировал во что-то странное и довольно неуклюжее и с точки зрения юзабилити, и внешнего вида.
Ларри Пейджу удалось создать «дизайнерский комитет», помогающий разработчикам. Лучше всего это срабатывает, если в продуктовых командах есть свои талантливые дизайнеры — как в случае с Chrome или Google Maps. Но если талант только кажущийся и чувство прекрасного у разработчиков не развито, то результаты могут оказаться самыми разными. И в отсутствие лидера с абсолютной властью указать на ошибки может оказаться некому.