Одной из самых интересных тенденций европейского стартап-мира в последние годы эксперты называют социальность проектов. В качестве возможной причины подобного тренда рассматриваются как экономический кризис, охвативший Европу, так и рост социальной ответственности европейских предпринимателей.
А что в России? Правда ли, что и российские стартапы всё больше уходят в «социалку» и берутся решать общественные проблемы?
Несбыточный дуализм
E-xecutive недавно опубликовал обзор стартап-трендов, в котором среди российских тенденций заметное место занимают социальные проекты. Из примеров – сервис подачи жалоб в сфере ЖКХ «ДомДворДороги» и сайт мониторинга задержаний на политических акциях ovdinfo.org – в общем-то, некоммерческие проекты, которые можно назвать стартапами с большой натяжкой.
Инвесторы и опытные стартапщики знают: чтобы идея, лежащая в основе нового бизнеса, выстрелила, она должна решать две порой противоречащие друг другу задачи: быть полезной клиенту и приносить деньги владельцам. Проекты, лишённые такого двойного функционала, могут стать известными, нужными, но не превратиться в бизнес. Вспомнить хотя бы Apache – мегапопулярный веб-сервер, создатели которого так и не смогли на нём заработать (сейчас сообщество разработчиков Apache Foundation живёт на пожертвования). Примерно такие же перспективы ждут и названные соцпроекты. Коммерческий успех возможен, но придёт в том случае, когда россиян получится приучить тратить деньги на общественное благополучие.
Истории успеха
Из российских социальных проектов, добившихся коммерциализации, можно выделить разве что многочисленные антикафе. Идея калькирована с европейских аналогов, но суть не в этом. На проблему нехватки живого общения нашлось решение: люди покупают не кофе и пирожные, и даже не помещение. Они покупают время, за которое с друзьями можно поиграться в «настолки», почитать книги вслух или обсудить последние сплетни. На растущий спрос появилось нестандартное предложение – практически хрестоматийное условие для возникновения стартапа.
Другой пример – «Лесной дозор«. На проблему лесных пожаров (пусть и не вполне социальную) разработчики ответили системой мониторинга. Очевидно, что заработать здесь можно только при игре в нише b2g. В этот сегмент и попали создатели, что принесло им первые заказы и возможность апробации системы в российских регионах.
Расклад сил
«Стартапов в России стало слишком много… Начинать бизнес становится модно, это превращается в образ жизни, и в дело идет любая идея. В том числе такая, на которую никто и никогда не даст денег», – цитирует Forbes Сергея Белоусова из Runa Capital.
А дают деньги в России в основном на информационные нужды. На первом месте по объёмам инвестиций по-прежнему находится IT-сфера (485 млн долларов за три квартала 2012 года – это в 2,5 раза больше выделенного за тот же период в прошлом году). Из подсекторов здесь лидирует e-commerce (21 сделка). Кроме того, согласно обзору венчурного рынка PwC и РВК, инвесторов всё больше интересуют вливания в образовательные ресурсы, технологии для туризма, мобильные приложения.
Как видно, проекты, основанные на решении социальных проблем, пока ещё ждут своего звёздного часа, и говорить о том, что эта сфера становится трендом, как набирающие популярность у венчуров медицинские стартапы, пока рано.