Интернет-стартап в части финансирования — как маленький ребёнок. На ранних стадиях его надо кормить женским молоком, потом пересаживать на искусственное вскармливание и каши, начинать давать фрукты, постепенно добираясь до стейков и красного вина.
Если сразу грудному ребёнку предложить большой кусок жареного мяса, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Соответственно, на ранних этапах очень важно не «перекормить» проект большими деньгами и давать ровно столько, насколько можно проверить гипотезу и сделать продукт, но не больше.
В среде инвесторов бытует фраза: «Сколько денег не давай стартапу, самая активная работа начинается, когда на счету остается 20 тыс. долларов».
Очень наглядно то, сколько и когда нужно денег стартапу, иллюстрируют цифры, приложенные к картинке:
Конечно, суммы могут отличаться от проекта к проекту, но если это интернет-стартап, то размеры необходимых траншей не могут расходиться на порядок.
Поэтому когда я открываю бизнес-план проекта посевной стадии (для такого проекта бизнес-план — обычный лист в Excel), который ещё не создал прототип, не обладает traction, а проект просит миллион долларов или больше, такой проект не имеет шансов на продолжение разговора.
Основная проблема проекта в том, что ожидания фаундеров расходятся на два порядка с тем, что думают инвесторы, и поэтому, прежде чем перейти к предметному обсуждению проекта, нам придётся дожидаться изменения мировоззрения стартаперов. А время — деньги.
Я частенько наблюдаю за такими проектами и могу сказать, что некоторые из стартаперов способны переосмыслить величину требуемой суммы за два-три месяца; другие приходят к новому пониманию за два-три года. Ну, а некоторые продолжают называть инвесторов «идиотами» всю жизнь…