Опросы, проводимые российскими рекрутинговыми компаниями, рисуют грустную картину. И дело не только в том, что выпускник столичного вуза хочет получать сразу после студенческой скамьи 50 тысяч рублей, и никак не меньше. Хуже другое. Те, кто вот-вот закончит институт, всё чаще мечтают о кресле чиновника или о работе в крупной (желательно — транснациональной) компании.
Институты развития, бизнес-ангелы, молодежные акселераторы, гранты и даже специальный закон, призванный запустить на полную мощность процесс появления жизнеспособных молодёжных стартапов в стенах высших учебных заведений, — всё это в России уже есть. Вот только реальных (и ИНТЕРЕСНЫХ) проектов всё еще очень немного. И это проблема.
Что делать? Возможно, следует повнимательнее присмотреться к системе жизненных ценностей «поколения большого пальца», или, как его ещё называют, «поколения Y». И чуть-чуть сменить систему лозунгов, призванных направить российскую молодёжь по пути инновационного предпринимательства. В значительной степени вся нынешняя агитация, адресованная молодым инноваторам в России, так или иначе завязана на материальных стимулах. А проще говоря — на деньгах. И возможно, как раз в этом кроется ошибка.
«Посмотрите на Марка Цукерберга, — говорим мы. — Он стал одним из самых богатых людей планеты, потому что ещё в студенческие годы придумал и реализовал то, что впоследствии стало Фейсбуком. Хочешь стать таким же богатым? Запускай стартап!»
Но умного молодого человека не обманешь. Прочитав несколько статей о стартапах и венчурном бизнесе, он узнает: да, пример Цукерберга — это тот самый идеальный случай, когда все факторы успеха рискового проекта (включая расположение звёзд на небе) складываются чрезвычайно удачно. А каков вообще процент успеха? И тут выясняется, что даже у опытных инвесторов, тщательно подбирающих под своё крыло перспективные команды, «выход» не так чтобы уж очень велик. Три проекта проваливаются, три — более или менее шевелятся, три можно отнести к достаточно успешным и лишь один становится «звездой». После чего умный молодой человек спрашивает себя: а зачем мне вообще рисковать и тратить время на стартап, если вероятность большой победы столь невелика? Не лучше ли заранее наладить хорошие отношения с будущим работодателем и после окончания вуза приступить к построению успешной карьеры в крупной компании?
На какие кнопки в таком случае давить? Прочитав сегодня статью, опубликованную в Business Insider и посвящённую 16 самым ярким студенческим проектам, запущенным в США, я сделал небольшое открытие. По-моему, деньги — вовсе не главный мотив, заставляющий студентов предпринимать первые попытки создать собственный бизнес. Куда важнее стремление сделать мир лучше и принести людям реальную пользу. А коммерческий эффект — приложится, если идея действительно здравая, а практическая реализация удовлетворяет совершенно реальные нужды.
Большинство проектов, представленных авторами статьи в Business Insider, — как раз такие. У каждого из стартапов есть своя миссия. Причём не придуманная, не фальшивая (скрывающая истинную «миссию» — «заработать баблосов»), а НАСТОЯЩАЯ. По-человечески подкупающая.
Вот несколько примеров.
В мире ежегодно организуется и проводится невероятное количество всякого рода мероприятий. Как коммерческих, так и благотворительных. Вот только чем больше событий, тем выше вероятность, что собрать нужное количество участников не получится. Это касается и явки журналистов на пресс-конференции, и участия волонтёров в общественно значимых акциях. И вот две американские студентки из Университета Южной Калифорнии — одна с китайской фамилией, другая с русской — разрабатывают алгоритм, позволяющий купировать проблему и с достаточно высокой точностью предсказывать посещаемость.
Девушки сами признаются, что начинали проект как социальный. И только потом обнаружили мощный потенциал для коммерциализации своей разработки. Молодцы? Да не то слово! Причём особенно приятно, что начали не с «денег». И не с бизнес-плана по их зарабатыванию. Да, это не совсем правильно с точки зрения классики венчурного рынка. Но… может быть, именно поэтому о trueRSVP теперь охотно пишут уважаемые издания, а усилия девушек будут компенсированы и в финансовом эквиваленте?
Люди тратят слишком много времени на подбор подержанного автомобиля, ходят по дилерским центрам, общаются с ленивыми продавцами? Не нужно этого делать! Время слишком дорого. Его можно потратить куда с большей пользой. И Тодд Медема запускает проект AutoRef, который позволяет легко найти подходящую машину и без хлопот приобрести её. В базе данных проекта — уже более трёх миллионов автомобилей от пяти тысяч дилеров. И, похоже, никого не смущает, что идеолог стартапа — студент. Хочет ли он заработать? Без сомнения! Кто же откажется. Но в «голове состава» — попытка облегчить жизнь, сделать её более удобной и комфортной.
Реклама на туалетной бумаге. Глупость? Не ново? Да, не ново. Но уж точно не глупость, решил Брайан Сильвермен из Университета Дьюка. Зачем попусту переводить столь удобный… носитель информации? Это как минимум неэкологично. Итог: у проекта Star Toilet Paper уже 60 клиентов-рекламодателей.
Представляете себе, что значит оказывать медицинскую помощь там, где нет электричества? А ведь в мире имеется ещё очень много мест, где нет ни линий электропередач, ни проводов, ни дизельных генераторов. Зато есть пациент и добравшийся до него всеми правдами и неправдами доктор. Которому может потребоваться, например, воспользоваться центрифугой для проведения оперативной диагностики. И вот Кэролин Ярина из Мичиганского университета решает, что в подобной ситуации решить дело может мускульная сила человека. И строит прототип центрифуги с велосипедным приводом.
Все мы, «обычные люди», как правило, переключаем канал, если на Discovery показывают нищие страны, где нет ни еды, ни нормальной медицины, ни электричества. Нам это портит настроение. И аппетит. Развалившись в кресле напротив огромной «плазмы», мы трескаем за обе щеки сладкие печенья. И на экране должно быть что-то развлекательное. Не напрягающее. Ведь мы достаточно устали на работе! А вот девчонке из Мичигана почему-то не всё равно…
В будущем команда Кэролин надеется создать другие устройства, которые помогут сделать медицинское обслуживание доступным для тех, кто в нём нуждается больше всего, пишет Business Insider. И я в это верю.
А 19-летний Уэсли Чжао думает о семейных ценностях. И о том, что для приватного обмена фотографиями, письмами, сообщениями, поздравлениями с близкими очень пригодилась бы семейная социальная сеть. Потому что в универсальных соцсетях все слишком на виду у других. И проявлять тёплые семейные отношения на виду у всех — занятие, вообще говоря, странное. Так появляется проект FamilyLeaf.
Зачем американский студент по имени Даниил Мишин строит сеть хостелов в России? Да потому, что его американские друзья интересуются Россией, но немного боятся её. Потому, что у них нет лишних денег, чтобы останавливаться в «Ритце». Потому, что им хотелось бы где-то получить информацию о том, как получить визу, чего опасаться в «стране медведей» и как себя там вести. И вот вам, пожалуйста! Проект Bear Hostels. Полезный. Нужный. И именно поэтому имеющий все шансы стать прибыльным.
Благополучная девушка, студентка из Аризоны Габриэль Палермо. Судя по фотографии, у неё в жизни всё хорошо. Но скажите мне, почему она думает над тем же, что волнует Кэролин Ярину, создавшую симбиоз велосипеда и медицинской центрифуги? Однако же факт: Габриэль предлагает использовать отслужившие своё транспортные контейнеры как основу для создания модульных клиник, которых так не хватает в слаборазвитых странах. Так возник проект G3Box. Очень добрый и оптимистический.
Джек МакДермотт в детстве заикался. Но благодаря помощи хороших логопедов справился с недугом и теперь не испытывает коммуникационных проблем. Но у него есть другая проблема. Он не хочет быть везунчиком среди тех, кто всё ещё страдает тем же заболеванием и мучительно стесняется произнести хоть слово. И вот Джек пишет приложение для мобильных устройств, позволяющее бороться с заиканием. Попробуйте мне доказать, что это делается «ради денег»!
Карина Пикерт носит очки. Судя по фото, небольшой «минус», совершенно не мешающий в жизни. Но и она не пытается строить стартап для того, чтобы выйти из института миллионершей. Она думает… о слепых людях. О тех, для кого каждый шаг — опасность, неуверенность, риск. Собрав команду единомышленников, Карина разработала устройство, помогающее незрячим людям самостоятельно изготавливать этикетки с надписями, выполненными по Брайлю. Чтобы не путать банки с солью и с сахаром. И чтобы никогда не перепутать ёмкость с витаминами с такой же на ощупь аптечной упаковкой, в которой хранится сильное снотворное. «6 Dot», на мой взгляд, — один из самых ярких проектов, отобранных Business Insider.
Есть в рейтинге и двое парней из Остина, которые намерены применить технологии больших данных в борьбе с последствиями инсультов. Все вокруг только и говорят о том, как бы крупным компаниям увеличить выручку при помощи big data. А эти пацаны просто хотят помочь людям. Хотя могли бы ведь разработать оригинальный продукт, выстраивающий прогнозы на огромных массивах корпоративных данных и быстро монетизировать разработку.
Не буду перечислять остальные проекты. Нашлось место и для альтернативной энергетики, и для утилизации мусора… Главное, что подавляющее большинство идей — это НЕ ИДЕИ ОБОГАЩЕНИЯ, а инициативы, связанные с улучшением нашего всё ещё очень несправедливого, сложного, а порой и жестокого мира.
Так стоит ли заманивать студентов в сети молодёжного инновационного предпринимательства, оперируя одними только финансовыми успехами тех, кто уже состоялся? Лично у меня возникает большое подозрение, что новое поколение вовсе не столь цинично и прагматично, как мы о нём думаем. И очень хочется верить, что российские студенты не слишком отличаются от американских. Просто мы до сих пор спрашиваем их, как именно они хотят зарабатывать деньги. Вместо того, чтобы узнать, что и как они хотят улучшить на планете.
«Зарабатывать деньги» действительно проще в крупной фирме. Нужно быть дисциплинированным, выполнять все поручения и следовать правилам. Тогда вероятность успешного продвижения по службе, получения премий, бонусов — 100 процентов. Но менеджер среднего звена с высокой зарплатой и соцпакетом — явно не та фигура, которая способна преобразовать мир. В отличие от авторов инновационных проектов.
Вот об этом, наверное, и нужно говорить с молодыми людьми. Не забывая, конечно, о деньгах. Куда же от них денешься…