Как будет «khren’» по-английски, или Простые проекты Ильи Биллига

Говорят, «стартапер — это состояние души». Мне эта фраза всегда казалась несколько высокопарной, «литературной». Но проговорив в минувшую пятницу по Скайпу час с лишним с моим добрым товарищем Ильёй Биллигом, я изменил своё мнение. Действительно — состояние души. Причём состояние правильное. За новый проект нужно приниматься с лёгким сердцем и, вообще говоря, с улыбкой. Даже если предыдущие бизнесы, что называется, не взлетели. В конце концов, новый продукт — это риск. И в этом состоит вся прелесть технологического предпринимательства. А уроки из прошлого надо, конечно же, извлекать. Но так, чтобы они не давили на психику.

На своей странице в социальной сети Linkedin Биллиг аттестует себя так: «Manager at Looking for a new opportunity». Что за «новые возможности»? Сейчас обо всём расскажу. Как и о новом начинании Ильи, носящем название Super Doodads. Но сначала — краткое отступление о главном герое. Время идёт, и далеко не все помнят по именам тех, кто в начале 90-х строил в России рынок информационных технологий.

Биллиг

Так вот, Илья Биллиг — личность на российском рынке ИТ совершенно легендарная. Это даже не обсуждается. Спросите «стариков», они подтвердят. В 1993 году Илья стал первым директором по маркетингу Microsoft в России. В составе той самой первой команды, которая двадцать лет назад совершила невозможное, начав потихоньку ПРОДАВАТЬ программное обеспечение в стране, где 100 процентов софта «переписывалось» с одних дискеток на другие. А точнее — воровалось.

С 1997 по 1999 год Биллиг работал в мюнхенском офисе Microsoft, а после — уехал в Редмонд. По тем временам (да и по нынешним) это была просто головокружительная карьера. С 2003 по 2004 Илья работал на должности вице-президента по маркетингу Luxoft, после чего решительно «ушёл в стартаперы», присоединившись к интернациональной команде, возглавляемой выходцем из СССР Евгением Лускиным, также успевшим поработать на Билла Гейтса. В созданной компании Lagotek Илья занял пост вице-президента по маркетингу. Какой же стартап без продвижения?

Lagotek

Если бы всё шло как задумывалось, Lagotek имела бы все шансы совершить революцию в массовом сегменте решений для автоматизации жилых помещений. В 2006 году американский рынок недвижимости выглядел непотопляемым. Вот только в домах за 20 миллионов долларов частенько можно было увидеть… двадцатицентовые выключатели. Дорогущие решения, относимые к классу «интеллектуальных зданий», имелись. Но решений для автоматизации домов в среднем ценовом диапазоне — не было. Тем временем исследования показывали, что 70 процентов американцев готовы сделать свои дома более современными. Оставалось только предложить правильный продукт по правильной цене.

Созданная командой Lagotek платформа позволяла быстро и легко построить «умный дом». Достаточно было в течение дня заменить стандартные выключатели на «коробочки» от Lagotek, и управляющие компоненты, снабжённые сенсорными экранами и модулями связи, немедленно формировали беспроводную сеть, к которой затем оставалось подключить исполнительные устройства, отвечающие за температуру, освещение, полив участка, безопасность и т.п.

Благодаря ангельским инвестициям компания Lagotek сумела не просто довести технологию до ума, но и сформировать дилерскую сеть, начав продажи на всей территории США. Согласно бизнес-плану, выйти на окупаемость проект должен был в 2008 году.

«…Мы сделали то, что хотели, — рассказывал мне на старте проекта Евгений Лускин. — Платформу, простую для использования, дешёвую и понятную в обслуживании. Ну а главная тактическая задача состоит в том, чтобы нашу систему приняли даже не партнёры, а клиенты. Домохозяйки. Если они испугаются, что система слишком сложна, мы проиграем. Если нет — победим».

Но увы. В Америке разразился кризис недвижимости. Ставший, как вскоре выяснилось, предвестником кризиса глобального. Спрос «схлопнулся». Люди больше не хотели тратить деньги на автоматизацию домов. Тем более что у многих и домов-то уже не было.

Против такими изменений конъюнктуры выстоять не удалось. С командой из четырёх бывших сотрудников Lagotek Илья Биллиг сумел создать новый продукт и успешно реализовать крупный проект в Торонто: автоматизацию отеля Trump Tower. Но инвесторы не рискнули вкладывать новые деньги в фирму, начинавшую на «домашнем» рынке, а теперь изъявившую готовность заняться автоматизацией гостиниц.

Pure Devices

Спустя некоторое время бывший партнёр Ильи Биллига по Lagotek Евгений Лускин запустил очередной проект. Стартап, финансирование которого строилось по модели краудфандинга («деньги толпы» привлекались на портале Kickstarter), готовился вывести на рынок удобный компьютер для пожилых людей.

В России, кстати, до сих пор обсуждается тема «телефона для пожилой мамы». Но зачем мелочиться? Компания Pure Devices предложила, по сути, целый «компьютер для мамы», не требующий лишних усилий в процессе эксплуатации. Как и в случае с Lagotek, главный тезис звучал категорично: «Решение должно быть простым!»

Увы, не взлетел и этот стартап. На площадке Kickstarter не удалось набрать необходимого количества будущих покупателей устройства, готовых заплатить за его создание. В Америке любят и уважают родителей. Но, видимо, всё-таки не так сильно, чтобы инвестировать в процесс создания удобного цифрового устройства для пожилых людей…

Невзирая на неудачи предыдущих стартапов своих друзей, Илья Биллиг начал запуск собственных проектов. Между прочим, статистика в его пользу. Правило венчурного рынка «3-3-3-1» гласит, что из десяти запущенных стартапов три, как правило, проваливаются. Три живут «так себе». Ещё три оказываются достаточно успешными. Зато один — может стать настоящим прорывом. А значит, шансы действительно растут!

Так появился проект…

Super Doodads

Команда — та же, что в 2008 году «упёрлась рогом» и всё-таки реализовала проект в Trump Tower, чтобы доказать если не инвесторам, то уж по крайней мере самим себе: «Мы можем!» А название придумала младшая дочь Ильи Биллига, Алиса.

— В последнее время мы обсуждали множество идей, — говорит Илья, — но все они казались нам очень «умными» и «тяжёлыми», а соответственно дорогими. А хотелось делать что-то простое и понятное. Нужна была идея для массового рынка. Была у нас одна такая… Мы её называли между собой «хрень». Ну то есть берём любую обычную вещь и — «добавляем ей интеллекта». Я рассказал об этом дочери. Она знает английский намного лучше меня и тут же предложила ключевое слово: «Doodads». По-английски «Doo’dad» — вещь, у которой нет названия. Ну или вещь, названия которой ты не знаешь. А второе значение — скорее «гаджет». «Штучка», «фиговинка». Одним словом, «хрень».

Первый продукт, с которым компания Super Doodads вот-вот выйдет на рынок краудфандинга (на площадке Kickstarter), — это Internet Rebooter.

— Всё просто, — объясняет Илья. — У каждого дома есть Wi-Fi. Как правило, всё работает неплохо. Но иногда «сеть пропадает». Когда «отец семейства», чаще всего выполняющий обязанности семейного сисадмина, находится дома, проблема быстро решается. Но вот выступать в роли специалиста help desk по телефону — сущая мука. «Выдерни серый провод из серой розетки. Готово? Так, теперь вынь чёрную вилку из белой розетки. Что, огонёк погас? Верни на место, вынимай другую вилку. Есть? Хорошо. Теперь включаем в обратном порядке. Светодиоды на точке доступа горят? Ну, на коробочке с антенной, которая висит в прихожей. Какие? Давай по порядку. Первый светодиод — красный или зелёный, мигает или горит, нет?» Ну и так далее. А вечером за ужином жена вам наверняка скажет: «Вечно твои технологии не работают!»

Прототип «Ребутера» в простейшей конфигурации представляет собой небольшую коробочку, похожую на удлинитель. С одной кнопкой «Перезапустить интернет». Неопытным пользователям остается только нажать на неё, и умная железка сама в правильном порядке перезагрузит устройства, отвечающие за беспроводную связь в квартире или загородном доме.

«Конечно, — смеется Биллиг, — мы на этом остановиться не могли. Всё-таки опыт работы на рынке домашней автоматизации даёт о себе знать. Поэтому прикрутили к основной коробочке пару интерфейсов. Хотя и делали это, постоянно оглядываясь: не усложняем ли? Ведь продукт должен быть ПРОСТЫМ. В общем, один из новых интерфейсов — это сухой контакт, работающий «в параллель» с кнопкой перезагрузки. Туда можно воткнуть внешнюю кнопку и провести на проводе туда, где её удобнее разместить. Ну, или вставить GPRS-модуль с выключателем, чтобы выполнять перезагрузку дистанционно. В общем, это «конструктор», позволяющий продвинутым людям придумывать всякого рода расширения. Хотелось, конечно, уже в базовом варианте предложить покупателю «Ребутера» беспроводной интерфейс. На днях сидели с коллегой в «Старбаксе», обсуждали вторую версию прототипа. И вдруг меня осенило. Пойдём, говорю, в магазин игрушек — тут рядом! Походили по отделу радиоуправляемых машинок и купили самую простую, за 6 долларов. А через несколько часов мой разработчик уже позвонил и сказал, что всё «прикрутил». Теперь интернет можно перезагружать от пульта машинки. Для тестового образца — то, что надо».

Второй проект Super Doodads посложнее: расширенный варианта Internet Rebooter позволит дистанционно включать и выключать те или иные проводные соединения в доме дистанционно — при помощи приложения, которое будет устанавливаться на мобильное устройство. Посмотрите пару видео: Илья презентует новые продукты, сидя в своём уютном кабинете.

Если на Kickstarter удастся подписать 2 000 будущих покупателей, проект можно будет считать состоявшимся. И — запускать очередной. Впрочем, сначала Илья намерен обкатать идею на конкурсе Engadget. На первую премию не претендует. («Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль».) Но уверен, что проект будет замечен.

Кстати, очередной стартап на самом-то деле уже запущен! Жена Ильи работает на американском рынке недвижимости. Как-то пожаловалась: хотелось бы в какой-то удобной форме учитывать транспортные издержки, чтобы потом списывать их из налогооблагаемой базы.

Илья оценил ассортимент подобных приложений в AppStore. Кое-какие программки попадались. Но самое поверхностное тестирование показало: софтом столь удручающего качества пользоваться просто невозможно. «Разработчиков, которые ЭТО писали, надо просто расстрелять, — смеется Илья. — Так что я уже позвонил знакомым ребятам в Россию. Начали писать код будущего приложения для учёта миль и последующего их списания с налогов. Вот только каждый день приходится бороться, чтобы программисты ни в коем случае не усложняли интерфейс. Пытаюсь донести до коллег, что надо всё делать просто, и это трудно».

А что, хороший рецепт. Простой продукт сам ложится в руку потребителя. К тому же в мире уже достаточно примеров, когда, поработав в сложных проектах, люди придумывают что-то, «лежащее на поверхности». И, наконец, срывают банк.

Желаю удачи Super Doodads. И, конечно же, Илье Биллигу — инновационному менеджеру, постоянно пребывающему в процессе поиска новых возможностей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях