Быть вне политики — особый шик для творческой интеллигенции. Шик, разделяемый не только гуманитариями, но и нашим родным программерским племенем.
Я так вообще не встречал в жизни ни одного кодописателя, которого бы волновали вопросы государственного устройства — выборы там, власть предержащие, гражданское общество и проч. Апатия эта, впрочем, никак не умаляет грамотное политическое позиционирование: «Власти — козлы! Поэтому идут они в дупу!» (Вроде закон о мате на использование иностранных слов не распространяется? На всякий случай обратился за вдохновением не к английскому, а польскому :)
Проблем, однако, в том, что от грамотного позиционирования населения властям ни холодно, ни жарко: чиновники в шоколаде, а массы могут брюзжать-бурчать-огрызаться сколько душе угодно.
Чуть более года назад случилось, правда, непредвиденное: представители этого самого пассивно-креативного класса ломанулись на площади (а промеж них — еще более неожиданно — оказалось немало кодописателей), однако умелые действия властей, применивших древнюю и очень эффективную тактику выдергивания и перепосадка отдельных репок, быстро восстановили статус-кво, так что сегодня никто о болотных собраниях даже не заикается.
Я человек предельно аполитичный. Причина такого неправильного отношения к общественной жизни двоякая. С одной стороны я отчетливо осознаю бесконечное свое несоответствие идеалам поведения борца-баррикадника. С другой (и это главное) — я абсолютно не верю в возможность хоть какого-то улучшения жизни через политическое действие. Политика для меня — это игра в наперстки, в которой шансов выиграть у лоха — ноль целых ноль десятых. Играйте хоть миллион раз — вас все равно разденут.
Говорю я это, однако, к тому, что между аполитичностью (которая выражается в отказе от участия в выборах, хождения на митинги и т.п. форм прямого политического действия) и житейской вменяемостью существует огромная разница. И смысл моего поста сегодня — призвать братьев-кодописателей к повышению бдительности именно в аспекте житейской вменяемости.
Дело в том, что действия властей и политиков, вне зависимости от вашего отношения к этим властям и политике, носит по большей части активно вредительский характер. Это не значит, что власти делают сплошным потоком одни гадости. Боже упаси! Власти очень часто делают хорошие и нужные вещи: помогают неимущим, больным, старикам, индексируют пенсии. Ну в меру здравого смысла, разумеется. Здравый смысл этот определяется умением соблюсти тонкий баланс между поблажками и закипанием гражданского недовольства. То есть: социальные блага и социальная политика реализуются только в той мере, в которой можно избежать политических выступлений и акций активного протеста. Ни рублем больше.
Объясняется это просто: озабоченность народными интересами у властей никогда не носит первичный характер. Эта озабоченность — всегда лишь следствие вынужденности власти идти на уступки гражданскому населению.
Речь, кстати, идет о власти универсальной, а не только российской. Что вы думаете, в Англии, Франции, Германии, Америке власти лучше? Разумеется, там власть точно такая же. Просто мера ее благотворительности по отношению к собственным народам несопоставимо выше, чем у нас. И объясняется это не доброй природой тамошних властей, а более высокой планкой гражданской терпимости.
То есть: там гайки закручиваются постоянно (чего стоит один американский закон о патриотизме!), однако общая мера гражданских свобод до сих пор не идет с российскими реалиями ни в какое сравнение. Почему? Потому что такой народ! Потому что если бы там народ свинтили в бараний рог, по примеру того, что последние 95 лет творили на территории Российской Империи, случилась бы жуткая гражданская смута. Не такая, как в 17-ом с делением населения пополам на белых и красных, а такая, когда весь народ, объединившись, нанес сокрушающий удар по государственной машине. От которой, разумеется, остался бы пепел да перья.
Возвращаюсь теперь к важному водоразделу «аполитичность — житейская вменяемость». Первое ни в коем разе не должно заслонять второе. Наша аполитичность не должна приводить к житейской идиотии.
Даю наглядный пример для иллюстрации. Перед новым годом в Госдуму внесли законопроект №196666-6 (изумительная такая цифра: Зверь отдыхает!). В этом законопроекте был целый пакет поправок, призванных, типа, усилить противодействие нелегальным финансовым операциям. Среди прочего в Уголовный кодекс (обратите внимание — уголовный!) вносится новая статья 193.1, которая предусматривает три года лишения свободы за валютные операции с использованием подложных документов и фирм-однодневок.
О чем идет речь? О требовании проводить расчеты по валютным операциям для граждан РФ только через счета в российских банках. Это требование появилось в законодательстве аж в 2004 году, однако до сегодняшнего дня пылилось в нем в состоянии гибернации. Теперь вот Вию наконец подняли веки.
Полную катушку — те самые 3 года кичи — дают за невозврат эквивалента в 6 миллионов рублей. В законопроекте также фигурировал срок в 5 лет за утаивание 30 миллионов, однако я не знаю, попало ли это положение в заключительную и утвержденную редакцию.
Что означает фраза «проводить расчеты по валютным операциям через счета в российских банках»? Это означает, что если вы получаете какие-то деньги на счет, открытый не в российском банке, вы обязаны, начиная с 13 февраля, когда весь этот мрак официально вошел в силу, переслать в срочном порядке на свой счет в российском банке всю сумму.
Если вы один раз не засветите в российском банке деньги, поступившие на ваш зарубежный банковский счет, вас оштрафуют по-божески (как им кажется): «всего» на 75 % от суммы всех поступивших на ваш счет средств. Во второй раз — штраф составит уже 100 %, то есть попросту говоря деньги у вас конфискуют.
О каких деньгах идет речь? А о любых! Творческие гонорары, зарплаты, студенческие стипендии, продажа и аренда недвижимости за границей, доходы от любых видов ценных бумаг (с коммунистическим приветом, товарищи биржевые трейдеры!), доходы от вложений в любой иностранный паевой фонд. Даже проценты по банковскому депозиту необходимо после 13 февраля 2013 года переводить на счет в российском банке!
Ну что, господа кодописатели, содрогнулись? Поняли, родные мои шареварщики, что теперь ожидает все ваши счета, открытые в PayPal, MoneyBookers, e-Bullion, iKobo, а также в американских, европейских, азиатских банках?
Правильно поняли: вы теперь вне закона! Начиная с 13 февраля. Выход, конечно, есть: все свои денежки, собранные с покупателей ваших шареварных программ по всему свету, быстренько собрали и переслали в родной российский банк. Зачем? Затем, что государство охвачено борьбой с отмыванием незаконных доходов и уклонением от уплаты налогов. Ну и за одно можно пропиарить открытие счетов в конторах отечественных ростовщиков. Патриотизм сегодня в моде.
Технический вопрос: как будут ловить? Чиновники планируют направлять запросы в банки во все страны мира сразу по целым группам клиентов. Банки, говорят, уже с радостью откликнулись и обещали всячески содействовать (Швейцария, например, поддержала инициативу одной из первых). Получив информацию о ваших счетах, налоговые органы Отечества будут делать официальные запросы в компетентные органы тех стран, где ваши деньги скрываются.
Вот это и есть ситуация с житейской вменяемостью. Можно сколько угодно оставаться аполитичным, можно плевать на власти и игнорировать чиновников, но не получится делать вид, что телодвижения этой власти вас никак не касаются. Еще как касаются! Самым прямым и непосредственным образом.
Ну и что все это значит? А то, что нужно занимать гражданскую позицию. Нужно как-то осмыслять свое место в жизни государства и определяться. Как определяться — это уж решать каждому.
P.S. Полагаю, нет нужды объяснять, что поправки, вступившие в действие 13 февраля, это безусловное Зло? Или кто-то сомневается? Может, кто-то по дурашливой наивности полагает, что власть и в самом деле поспособствует своими действиями «борьбе с отмыванием незаконных доходов»? Реальные незаконные доходы плевали, плюют и будут плевать на подобные инфантильные телодвижения власти! Незаконные доходы не притуляются за частных счетах граждан! Незаконные доходы еще 20 лет назад все упрятаны в такую карусель юридических лиц, состоящих в круговой поруке, что никакой власти не добраться за 100 лет. Со всеми своими смешными законодательными инициативами. Уж поверьте человеку, который последние лет 15 обстоятельно изучает самые изысканные форму корпоративного воровства.
Единственное, по кому ударят поправки 13 февраля — простые и несчастные люди! Студенты, подрабатывающие в рамках разрешенной 20-часовой трудовой недельной занятости. Программисты-шареварщики, с жалкими центами, капающими на счета с вредительской нерегулярностью. Системные инженеры, ученые, профессора, преподаватели, читающие курсы лекций по приглашению западных и восточных университетов. Вот кого будут стричь как овец. С их тысячью, двумя, тремя, десятью долларами.
Ну а те, у кого счета измеряются сотнями тысяч и миллионами, те видел эти законодательные инициативы в гробу. Во-первых, потому, что их деньги упрятаны так, что никакой чиновник не доберется. Во-вторых, потому, что когда и если достанут, они просто возьмут и спустят свой красный серпкасто-молоткасто-орластый корешок в унитаз. Примерно так, как это сделал Депардье со своим французским паспортом.
Депардье, кстати, очень к месту вспомнился. Человек послал Родину глубоко в дупу, не желая платить сверхналоги, а его мигом приютила российская власть! Квартирку даже подарила за красивые глаза. Разница лишь в том, что правительство Олланда ввело невменяемые поборы с доходов, превышающих миллион долларов в год, а российская власть обложила красными флажками, по великой вековой традиции мелкую, безропотную и бесправную сошку. Нас с вами.