В самом начале нулевых я высказал в «Голубятне» свое мнение о том, что у корейских чаеболов нет ни малейшего шанса завоевать рынок коммуникаторов и смартфонов по причине отсутствия настоящего бренда.
Пессимизм мой того времени подкрепляло и то обстоятельство, что отсутствие бренда никак не компенсировалось усилиями, направленными на формирование этого бренда. Казалось, что корейские производители вообще не понимают, что это такое, измеряя успех в мегапикселях-мегабайтах-гигагерцах. Символически это передавалось такой динамикой: каждая новая модель мобильных гаджетов Samsung поражала воображение ростом производительности и «сырой мощи», упорно продолжая при этом шокировать чудовищной надписью во всю ширину фронтальной панели — SAMSUNG!
Как можно объяснить корейским товарищам, что такая лошадиная надпись не совместима со вкусом и стилем? Похоже, никак, потому что в 2013 году логотип компании как ни в чем не бывало продолжает отпугивать от чудо-смартфонов и планшетов всех тех пользователей, которых бог не обделил малой толикой эстетического вкуса. Это тем более поразительно, что Samsung — замечательнейшая в технологическом отношении компании — упорно пытается втиснуться именно в рыночную нишу элитных брендов.
Мне это «пророчество» 2001 года читатели хорошенько запомнили и в последствие с удовольствием под нос тыкали при каждой оказии, то бишь — после выхода очередных экономических сводок, которые фиксировали беспрецедентную экспансию корейских чаеболов на рынке мобильной техники.
Тыкали, между прочим, несправедливо, потому что еще в 2004 году я написал в «Тяжких родах джавняных мидлет«: «Три года назад я предсказал неудачу попыткам корейских производителей мобильных телефонов завоевать рынок престижных моделей. Три года назад, мне, наивному старому дураку, казалось, что престиж зависит от многолетнего имиджа и традиций, а никак не связан с обилием рекламно-денежной массы. Сегодня вынужден признать свое полное поражение: похоже, мобильники LG и Samsung заткнули за пояс все «Семёны», «Нокии» и «Моторы».
Прошло еще 9 лет. И что же мы видим? А видим мы то, что Старый Голубятник таки был прав! Корейские и китайские (что в стилистическом отношении — абсолютно то же самое) производители подмяли под себя всё. Они держат львиную часть рынка — как по общему числу проданных гаджетов, так и по количеству моделей.
Скажу больше: корейские и китайские люди заткнули за пояс европейских и американских грандов и по части технологического совершенства. Возьмите, к примеру, часто поминаемый мною в последнее время JiaYu G4 или Umi X2 (поминаемый, потому что в марте собираюсь его купить и попытаться какое-то время полноценно пожить в параллельной реальности — iOS и Android, чтобы, наконец, дать исчерпывающий ответ на вопрос о первородстве). В техническом отношении китайские смартфоны не оставляют от флагмана Apple iPhone 5 даже воспоминания. Там даже сравнивать нечего — до такой степени G4 и X2 превосходят айфон Надкусана по всем характеристикам. А ведь это гаджеты стоимостью 185 — 250 долларов! Что же говорить о топовых машинах, выходящих под брендами Samsung и HTC?
То есть тренд, признанный мною в 2004 году, полностью оправдался: завоевание рынка прошло по полной. НО! Одно маленькое «но»: удалось ли Samsung (LG, HTC, Huawei и десяткам других китайско-корейских производил) поднять свой бренд выше массового ширпотреба? То есть — выше рынка, который ориентирован на бюджетные решения? Даже рядом не удалось! Всё как было 12 лет назад, так и осталось!
Да, рынок завоеван, однако любой вменяемый человек, не зашоренный покупкой корейского смартфона на деньги, которые пришлось копить полгода, вам скажет: любой корейский и китайский бренд, ЛЮБОЙ проигрывает грандам — и европейским (Nokia), и американским (Apple), и японским (Sony).
Только не кипятитесь, а вслушайтесь, что я вам говорю: да, Samsung мощнее, быстрее, шустрее, экономически привлекательнее и технологически совершеннее, чем Apple и даже Sony. Однако бренд Sony и Apple — это элитные бренды, были и остаются ими.
Под элитным — иначе: премиальным — брендом я понимаю очень простую вещь: это такая этикетка, за которую потребитель готов платить лишние деньги! Так вот всё банально и прозрачно. Не за ТТХ и пиксели, а просто за логотип. Вы можете себе представить, чтобы за телефон с посредственными характеристиками, на морде лица которого красовалась выведенная жирными безвкусными буквами блямба SAMSUNG, покупатели согласили отдать пару-тройку тысяч долларов? Не можете? И правильно. А вот бренд Vertu может, и легко:
Эта недотыкомка пашет на 1,5 ГГц позорном двухъядерном Qualcomm MSM8260 Snapdragon, может похвастаться батарейкой аж на 1,250 mAh, и даже Android 4.0.4 Ice Cream Sandwich, который желающим (если, конечно, таковые найдутся) позволят перепрошить на Jelly Bean. И — да, Vertu Ti RM-828V, будет стоить то ли 3000 евро, то ли 10000 долларов (видимо, еще не определились с ценой товарищи — боятся продешевить).
За что платят, покупая RM-828V? Очевидно, что не за Snapdragon. Платят исключительно за бренд! За эти скромные неприметные и бесконечно стильные пять буковок: V-E-R-T-U! И точно также поклонники Apple платят не за отсутствие слота под карту microSD, а за картинку с изображением надкусанного яблочка. И Sony покупают с той же мотивацией, поэтому вся техника Sony и продается с такой несменяемой наценкой.
Вот лакмусовая бумажка, которая никогда не обманет: станут ли покупать смартфоны Samsung с наценкой за бренд? Вопрос риторический. Сам Samsung, впрочем, прекрасно понимает реальность и за бренд наценку не берет. А иногда даже демпингует по-черному (как в случае с потрясающим Galaxy SIII).
Дабы закрыть корейскую тему, назову производителя, который в отличие от пантагрюэлей-чаеболов демонстрируют искусное умение создавать, лелеять и кропотливо растить по-настоящему высокий бренд. Взгляните на такой гаджет:
Перед нами Astell&Kern AK 100 — абсолютно и безусловно лучший мини-плеер класса hi-end. Совершеннее АК 100 только HifiMan 801 (и идущий ему на смену 901) и Colorful Colorfly C4 Pro. Однако названные плееры хоть и находятся в техническом отношении в более продвинутом классе, по размеру напоминают оружие пролетариата, а по дизайну — поделки папы Карло (в том числе и деревянные :).
АК 100 выдает звук, о котором не приходится мечтать ни одному Cowon’у, не говоря уж о таких недоразумениях как айфон. Мы как-нибудь поговорим при оказии о чисто технических достоинствах этого плеера, сейчас же не будем отклоняться от концепции бренда.
Astell&Kern AK 100 — безупречный в плане вкуса и стиля гаджет. Это настоящий элитный Hi-End выдержанный в лучших традициях эстетского минимализма. Знаете, кто делает этот плеер? iRiver! Да-да, тот самый корейский и ширпотребный. Astell&Kern — его элитная марка. Эдакий Lexus или Infinity. И успех у данного продукта во всем мире феноменальный. Причем — именно в высоком элитном классе.
Собственно, задумывая сегодняшний пост, я вовсе не собирался акцентироваться на потугах корейских чаеболов захватить мир. Как говорится — тема повела 🙂 Изначально же меня привлекла информационная оказия совершенно иного порядка. В частности — сюжет, в котором схлеснулись игроки Высшей Лиги: Sony и Leica. Как вы догадываетесь, речь идет о рынке цифровых камер премиум класса (не путать — с профессиональным, где доминируют Nikon и Canon, а балом правят Mamiya, Hasselblad и Phase One).
Премиум класс на данном рынке — это камеры, в цену которых встроена серьезная наценка за бренд. Так вот: поговорить мне хочется о только что анонсированной чудо-камере Sony Cyber-shot DSC-RX1, вступившей в прямую конкурентную борьбу с Leica M-E Typ 220. Противостояние это кажется столь невероятным и столь дерзким (со стороны Sony), что у меня поначалу даже дыхание перехватило: Sony ведь пошла на самоубийство, решив устроить — ни много ни мало! — проверку прочности своего бренда.
Не будем, пожалуй, комкать сюжет, и продолжим в завтрашнем Битом Пикселе.