В феврале Softline VP вложил 100 тыс. долларов в систему онлайн-патентования Express Patent. Сервис, пока запущенный только в бета-версии, уже сейчас позволяет оформить необходимый для получения патента пакет документов и подать заявку в WIPO (The World Intellectual Property Organization) и Роспатент – и это не выходя из дома. Как утверждают разработчики сервиса, заявки будут готовиться всего за 40 минут, всего за небольшую комиссию от изобретателей. Проценты будут несравнимо меньше, чем стоимость услуг патентных бюро, так что вскоре процедура патентования станет проще.
Наш проект Way Ray (система дорожной навигации с использованием технологий дополненной реальности) как раз сейчас всерьёз занялся патентованием. Начав поиск патентных поверенных, мы столкнулись с разнообразием предложений на рынке. Компаний, которые в какой-либо степени помогают изобретателям сформулировать изобретение (составить так называемую «формулу» — краткую характеристику новшества с техническими деталями), провести исследование «патентного ландшафта» и подать заявки, в России великое множество. При этом разнообразие патентных услуг выражается не столько в их вариативности, сколько в огромном разбросе цен на них. Как стартаперу сориентироваться? Расскажу о том, как справляемся мы.
На самом деле, все бумаги для получения патента стартапер может оформить и самостоятельно, оплатив только пошлину и помощь патентного поверенного на территории иностранного государства, если вы оформляете патент за рубежом. В России и того проще. Можно провести довольно глубокий патентный поиск, воспользовавшись сайтами Роспатента и ФИПС, взять там же образец заполнения пошлин и образцы заявок, дальше последует переписка с Роспатентом — и где-то через год патент может быть у вас. Стоит также учесть, что процесс работы с заявкой в ведомстве может затянуться на 2-3 года, так что прикидывайте сразу, не истечёт ли «срок годности» изобретения за это время. Для IT 2-3 года – серьёзный срок.
Однако для успешного патентования желательно провести предварительную экспертизу – патентный поиск – очень и очень тщательно. И здесь «погуглить» будет маловато. А так как, как правило, стартапы редко имеют в своем штате юристов, без консультантов не обойтись.
После того как я получил несколько предложений от западных агентств, которые просили неимоверные суммы за помощь в составлении документов, я уже всерьёз начал задумываться о том, что убивать столько денег и времени на получение патента – игра, которая не стоит свеч. Но в итоге заметил, что часто некоторые позиции в сметах западных патентных фирм дублируются – и именно поэтому выходило, что один патент обходится изобретателю в сотни тысяч долларов. Так что не верьте западным компаниям! Такие трюки рассчитаны просто на неведение клиента.
К счастью, тратить сотни тысяч долларов на патенты необязательно — это, по крайней мере, глупо. Лично я посоветовал бы стартаперам обращаться в Центр интеллектуальной собственности Сколково, открывшийся ещё осенью 2011 года. А с недавнего времени Центр начал работать и с нерезидентами. Правда, участники Сколково пользуются услугами ведомства бесплатно, а остальные вынуждены платить.
Так или иначе, качество работы патентного агента определяется исключительно качеством экспертизы и умением составить верные формулировки сути изобретения, которые не соприкасались бы с описаниями, присутствующими в других патентах. И лично у меня нет сомнений, что с этими задачами сколковский центр справляется, а цены на его услуги, при том же уровне профессионализма консультантов, на порядок ниже. Для стартапов, постоянно живущих в условиях финансового дефицита, согласитесь, это важно.
Большинство западных патентных бюро требуют почасовой оплаты для своих юристов (в итоге один патент обходится примерно в 40 тыс. долл.) – эта тенденция проникает и в Россию (наши юристы требуют примерно 200-300 долл. в час). Однако можно попытаться найти фирмы, которую берут с компании оплату по факту. Западные агенты берут за один патент 15 тыс. долларов. В нашей стране цены колеблются от 500 до 2 000 долл. При этом нужно помнить, что расстаться с деньгами придётся не только на этапе регистрации патента, но и в дальнейшем — каждый год действия патента его вы должны будете оплачивать пошлину (до 2 тыс. рублей, в зависимости от длительности срока действия патента).
При этом, конечно, патентовать изобретение нужно не только в собственной стране — в этом случае игроки за пределами России смогут совершенно свободно использовать ваше изобретение.
В России имеет смысл подавать международную заявку на английском языке. А дальше, отталкиваясь от формулировки этой заявки, надо подавать национальные заявки, в зависимости от стран, где необходима такого рода защита. Мы решили сделать международную заявку в WIPO, которая распространяется более чем на 130 стран, входящих во всемирную организацию, а потом уже мы сможем подавать национальные заявки в страны, которые не подписали соглашение с WIPO, в течение льготного периода – если это будет необходимо. Кстати, при планировании патентования в других странах нужно учитывать, что подавать заявку на изобретение в РФ и в WIPO нужно в течение одного года, иначе в WIPO вам противопоставят ваш же, зарегистрированный на родине, патент. Стоимость регистрации патента в конкретных странах колеблется. За выход в Европу придётся заплатить 8-10 тыс. долларов; в Китае, например, регистрация стоит чуть больше — 10 тыс. долл. В эти суммы заложены пошлины, услуги юристов, а также перевод заявки, потому что, возможно, если ваш английский не идеален, стоит обратиться к профессионалу. Ну, а без китайского переводчика точно не обойтись.
Лично я считаю патентую систему, как в России, так и во всём мире, очень непродуманной. Патентные споры между Facebook и Yahoo, Samsung и Google (при этом, кстати, обе компании за 2012 год потратили на ведение патентной войны денег больше, чем на собственно R&D) и то, что в 2012 году более 62 процентов патентных исков было инициировано «патентными троллями», лишь доказывает это. И, кстати, тенденция последних лет – «троллинг» именно стартапов. Исследование, проведённое профессором одного из калифорнийских университетов Колином Чиеном, свидетельствует, что атака «троллей» в 2012 году была направлена в основном на компании, получившие инвестиции в размере до 100 млн. долларов.
По правде говоря, все отлично понимают, что патенты не очень-то защитят компанию в конкурентной борьбе. Выигрывает тот, кто первым выводит продукт на рынок. И это правильно и справедливо. Так что строить патентные «барьеры» для соперников – то же, что «волков бояться — в лес не ходить». Исключение составляет разве что биотех, где технологии разрабатываются годами. Без патентов у биотех-стартапов высока вероятность потерять результаты многолетней работы. Однако что касается менее наукоёмких отраслей, в которых основу разработок составляют инжиниринг и софт, затягивать развитие бизнеса получением серьёзных патентов по всему миру бессмысленно.
И, наконец, относительно распространённого страха стартаперов перед кражей идеей инвесторами. Это довольно большое заблуждение. Идея — это не больше 1 процента всех усилий по созданию работающего бизнеса, это общеизвестно. Будьте готовы к тому, что, если вы будете настойчиво просить инвестора подписать NDA (Non-disclosure agreement), он просто не захочет вести с вами дело. Хотя, как мне кажется, в интересах настоящего профессионального инвестора — подписать с компанией не только NDA, но и порядок перехода патентов в собственность их общей компании. В таком случае никто не будет заинтересован что-то «своровать», потому что патенты будут совместными нематериальными активами инвестора и фаундеров.