Так получилось, что вот уже около восьми лет я живу в Финляндии и работаю в инновационной среде в этой стране. Многие считают национальную инновационную систему Финляндии одной из образцовых; я также думаю, что для России опыт Финляндии в части развития инновационного сектора может оказаться крайне полезным.
Я часто начинаю свои презентации с того, что на самом деле «технопарк» — это далеко не самое распространённое в мире название для подобной структуры. Раньше часто применялись термины «научный парк» и «исследовательский парк», которые подчёркивали роль инициатора его создания — академической среды. Сегодня международная ассоциация использует аббревиатуру НТП — научно-технологический парк. Мне нравится принятое в африканских странах название «инновационный хаб». Или встречаемое мною в Норвегии и некоторых других странах «инновационный парк». В нём фокус смещён с аспекта «техника и технологии» на «инновации», то есть коммерциализацию и конкурентоспособность.
Возможно, какой-то знаменитый учёный в будущем найдёт наиболее подходящий термин и сделает его популярным во всех регионах мира, как, например, произошло с «кластерами». Но пока этого не произошло, для меня все эти структуры относятся к одной группе, которую можно описать так: «комфортная бизнес-среда, которая стимулирует инновации, кооперацию и развитие бизнеса».
Сегодня технопарки окружены ореолом загадочности; в речах политиков они по-прежнему представляются некоей панацеей для инновационной экономики. На мой взгляд, технопарки — это естественная форма развития бизнес-среды. Сотни лет назад владельцами бизнеса были люди, открывшие небольшие конторы в собственном доме на нижнем этаже. Далее стали складываться целые деловые кварталы: оформился Сити в Лондоне, Дефанс – в Париже. В эпоху торговых районов предприниматели вынуждены были арендовать помещения в тех местах, куда удобнее было прийти клиенту. Даже в России есть улицы — почтовые, мясницкие, рыбные и так далее.
Следующий этап – появление бизнес-центров, администрация которых уже предоставляет компаниям-арендаторам минимальный набор услуг: уборка помещений, охрана, столовая и т.д. В какой-то момент некоторые компании-собственники бизнес-центров понимают, что и этого мало. Они осознают, что им нужно использовать то, что компании внутри их офисного здания работают рядом с другом, – так, арендодатели начинают следовать некоей логике при отборе компаний, которые могут снимать помещения. И проводят маркетинг своих бизнес-центров, как, например, «центр технологий здравоохранения».
Торговые центры продвинулись дальше в этом направлении. Например, бутики одного торгового комплекса сегодня договариваются о проведении «ночей скидок»; а магазины крупных торговых сетей — IKEA, Auchan — «кластеризуются», чтобы людям в выходной день хотелось отправиться в их «торговополис» и найти всё в одном месте. Лично я, выбирая офис для компании, всегда обращаю внимание не только на его транспортную доступность, качество офисных помещений и список дополнительных услуг, но и беру в расчёт то, с какими «соседями» я смогу завязать контакты, какие мероприятия проводятся на регулярной основе. Словом, офис становится инструментом расширения деловых связей.
Технопарки — это следующий этап. На настоящий момент, в отличие от бизнес-инкубаторов, я отношу к этим структурам организации, имеющие собственные помещения, в которых присутствует сознательно сформированный микс арендаторов, состоящий из разных компаний, не только стартапов. Однако, в отличие от бизнес-центров, это не просто маркетинговый трюк для привлечения арендаторов, а часть политики по формированию инновационой среды, которая позволяет компаниям завязывать правильные контакты, знакомиться с экспертами, делиться опытом с коллегами. Руководство технопарков понимает, в чём заключаются потребности компаний, которые являются их клиентами, и то, как создать максимально комфортную для них среду, какие им нужны помещения, мероприятия, возможно, лаборатории.
Таким образом, в отличие от бизнес-центров, руководство технопарков действительно знает и понимает бизнес своих клиентов, но при этом не вмешивается в его развитие, в то время как бизнес-инкубаторы активно наставляют и контролируют своих клиентов, работают только с молодыми компаниями и всё чаще совсем не имеют помещений. Да и зачем малым, особенно ИТ, компаниям помещения на первом этапе развития? Это только лишние затраты.
Большие дискуссии вокруг темы технопарков часто вызывает вопрос цены аренды: льготная или рыночная? Финский «Технополис» (единственная европейская сеть технопарков, вышедшая на IPO) отвечает на этот вопрос так: рыночная, но клиент получает больше, чем просто Х-количество квадратных метров. Один из английских технопарков тоже придерживается мнения, что цена должна быть рыночной, но по другой причине: льготная цена негативно сказалась бы на рынке местной недвижимости.
Современные технологии сегодня позволяют экономить на помещениях другим способом. Всё больше компаний разрешают некоторым работникам работать дома и 1-2 раза в неделю появляться в офисе. В итоге офис становится не местом ежедневной работы, а местом встреч, обсуждения итогов, стратегии и мозгового штурма. При этом часть этой совместной работы переносится в режим онлайн благодаря доступному программному обеспечению и возможностям проведения групповых теле- и видеоконференций.
По моим наблюдениям, многие технопарки не учли этого тренда и поэтому продолжают предоставлять только физический, а не «виртуальный офис» на своём веб-сайте, в котором можно было бы так же эффективно работать и налаживать контакты.
Подведём итог рассуждению на тему правильного названия для таких объектов, как «технопарки». Мне кажется, что сложно ожидать здесь общепринятого термина, так как для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, технопаркам необходимо постоянно развиваться. О развитии и стратегии технопарков — наш следующий разговор.