Прошлая неделя была полна историй, крутившихся буквально вокруг нескольких букв: гремели X Window и Windows 8, S4 и RSS. Но разгоревшаяся аккурат к выходным дискуссия выделялась даже на таком суперлаконичном фоне — потому что на сей раз шум был поднят вообще из-за одной буквы. Точнее, символа: #
Согласно сведениям из внутренних источников — анонимных, но перекрёстно подтверждающих друг друга, — корпорация Facebook готовится ввести в употребление в своей социальной сети значок «#». По-научному его называют странным термином «октоторп», в простонародье — шарп, паунд, решётка или хэш. Соответственно слово, которое идёт сразу за решёткой, именуется хэштегом. Для человека непосвящённого всё это звучит и выглядит абракадаброй, но для понимания достаточно знать, что таким образом нынче принято обозначать ключевую тему сообщения. Скажем, вы в Твиттере и пишете о Galaxy S IV. Начните или закончите свой твит кодом «#S4». Впоследствии читатели, которым новый самсунговский телефон тоже интересен, кликнув по строчке «#S4», смогут разом увидеть все твиты, новому телефону посвящённые. В том числе и ваш.
Это главная ценность хэштегов: если вы понимаете, как ими пользоваться, они помогут вам структурировать массив информации любого размера, пребывающий в любой степени беспорядка. В эпоху соцсетей и унифицированных коммуникаций (есть такой термин, горячо любимый Биллом Гейтсом, см. «Зачем Microsoft понадобился Skype«), когда на голову обывателя льются неконтролируемые потоки информации, эту возможность трудно переоценить. В конце нулевых, когда последний раз кто-то из авторитетных исследователей занимался вопросом оценки поглощаемых homo sapiens сведений, среднестатистическому американцу ежесуточно приходилось потреблять 34 гигабайта (включая видеоконтент) и каждый год на протяжении вот уже тридцати лет цифра увеличивалась на 5 процентов.
Не утонуть в информационном океане помогают поисковые системы, однако чем динамичней среда, тем более неуклюжими, неповоротливыми кажутся поисковики. Тут и приходит на помощь хэштег: потянув за него, словно за ниточку, можно легко извлечь дискуссию на заданную тему, даже если извлекать придётся из сотен миллионов сообщений, появляющихся каждые сутки, как в той же Twitter.
Строго говоря, не Twitter была родиной хэштега. Задолго до появления социальных сетей в их современной форме и даже до рождения Веб «решётку» использовали программисты: в разных языках у неё разное назначение, но чаще всего с помощью хэша выделялись комментарии. Потом очень естественно эстафету переняли обитатели IRC — бескрайнего чат-пространства, существующего и поныне: собственно, там сформировалось привычное нам назначение хэштега как краткого указателя (на чат-канал или тему). Но вплоть до второй половины нулевых хэштег оставался технарским инструментом и только благодаря Twitter стал узнаваем повсеместно, а заодно и блеснул новыми гранями.
Согласно легенде, первым предложил использовать комбинацию «решётка плюс ключевое слово» для обозначения принадлежности твита к той или иной теме некто Крис Мессина в 2007 году. Но, обосновавшись на Твиттере, хэштег быстро проявил другие свои таланты. Рядовые твиттеряне научились не только маркировать им сообщения, но и выражать с его помощью своё отношение к проблеме (#ненавижу) и добавлять контекста (#весна). Рекламодатели взяли на вооружение короткие, запоминающиеся, характерно выглядящие хэштеги, чтобы осесть в головах потенциальных покупателей либо, напротив, чтобы через анализ самых популярных #-тегов в данный момент и период узнать, что интересует аудиторию больше всего. Классические медиа — телевидение, радио, страдающие от интерактивной ущербности, нашли в хэштеге средство быстрого контакта со зрителем и слушателем: по крайней мере, на Западе нынче модно обсуждать сериалы, ток-шоу и прочее одновременно с просмотром в соцсетях. Короче говоря, утверждать, что Twitter въехала на хэштеге в будущее, будет не слишком большим преувеличением.
Справедливости ради следует заметить, что у хэштегов удалось обнаружить как минимум один негативный эффект: злоупотребление ими замедляет рост читательской массы. Увы, не каждый сетянин знаком с хэш-концепцией, а из тех, кто знаком, не каждому по душе этот «технарский» приёмчик. Однако строителями социальных сетей хэштег признан универсально. Его используют Tumblr и Pinterest, Google+ и «ВКонтакте», даже Instagram. Зато у Фейсбука до сих пор не было простого способа вытащить на свет божий всё, что было сказано, например, за вчерашний день на заданную тему. Не отдельно взятым человеком или группой товарищей, а пользователями вообще, всей социальной сетью. Так что в слух относительно проникновения хэштегов в крупнейшую соцсеть планеты легко верится. Но фишка ещё и в том, что Facebook сможет извлечь из них дополнительную выгоду.
Цук с коллегами не особо преуспели в поисковых технологиях, а хэштеги кажутся хорошим — быстрым, дешёвым — способом извлекать контент из бездонных фейсбуковских недр. Но, предоставив пользователям такую возможность, Facebook получает и кое-что сама, а именно способ простого, сравнительно точного анализа тематической принадлежности произвольной контент-единицы в огромной массе разнородных, непрерывно генерируемых данных. Соответственно соцсеть сможет предложить пользователю больше материалов на интересующую того тему и дольше удерживать его ценное внимание.
Есть, кстати, интересная теория, предполагающая, что в социальных сетях и вообще крупных инфоресурсах посетителям удобней опираться на уже готовые теги (скажем, выбирая из списка предложенных), нежели мучительно выдумывать ключевые слова самому, решая, что лучше характеризует тему. Соответственно хэштеги служат путеводной звездой, водящей от темы к теме и не отпускающей внимание пользователя. Что, естественно, тоже только на руку владельцам сайта, которые могут показать за это время больше рекламы, узнать больше о своём посетителе, найти новые к нему подходы.
Проблема удержания внимания тем более актуальна, что фокус активности интернет-публики смещается в сторону мобильных устройств и мобильного же контента. А здесь позиции Twitter и Facebook, которых всё чаще считают главными конкурентами друг для друга, разные. Twitter, с её короткими сообщениями и узким функционалом, готова к мобильным реалиям. Фейсбук — нет: активно используя HTML5, перерабатывая ключевые элементы пользовательского интерфейса, она надеется спрятать свою сложность, стать для пользователей просто персонализированной газетой, в реальном времени публикующей последние новости по интересным конкретному индивиду темам, и таким образом заменить Twitter. Но только хэштег сделает эту работа завершённой.