В марте 2013 года исполнительный директор Google Ларри Пейдж сделал важное объявление: глава мобильного подразделения компании Энди Рубин покидает свой пост с тем, чтобы присоединиться к инициативе Google X Lab — лаборатории, отвечающей за новаторские проекты вроде самоуправляемых машин или очков Google Glass. Войдёт ли Рубин в команду, занимающуюся софтом Google Glass, или начнёт свой проект, пока не известно. Зато известно, что Android перейдёт в руки Сандара Пичая, который также курирует Chrome, Chrome OS и веб-приложения. Слухи о том, что грядёт слияние Chrome OS и Android, не замедлили появиться.
В интервью на конференции D10 в мае 2012 года Сандар Пичай отвечал на вопросы, связанные с Chrome OS. Когда у него спросили, зачем Google две операционные системы, он начал ответ так: «Даже моя мама задаёт мне этот вопрос!» Но вслед за тем Пичай стал оправдывать существование двух ОС, ссылаясь на разницу между операционными системами конкурентов: Windows и Windows Phone или OS X и iOS. Слова Пичая частично подтвердил и Эрик Шмидт, который, выступая 21 марта 2013 года на саммите Google Big Tent в Нью-Дели, сказал, что «хоть Android и Chrome не сольются, между ними будет всё больше общего». Это, впрочем, ещё интереснее: каким будет взаимное проникновение двух ОС?
Для понимания ситуации неплохо знать, как именно появились обе операционные системы. На конференции D10 Пичай рассказал, что Chrome OS вырос из единственной идеи: в Google подметили, что многие люди используют компьютер только для запуска браузера, и решились на эксперимент — создание операционной системы, где не было бы ничего, кроме возможности открывать веб-страницы.
Понятно, что в 2009 году такая мысль казалась излишне смелой. Но мало ли у Google примеров продуктов, которые выглядели слишком смелыми на момент начала работы? Многие из них попадали прямо в цель, когда достигали финальных версий. Но если уже выпущенный продукт кажется футуристичным на протяжении четырёх лет, значит, с ним, скорее всего, что-то не в порядке.
Что не в порядке с Chrome OS, понять несложно: веб-приложения покрывают далеко не все нужды пользователей, требуют постоянного соединения с интернетом и к тому же из рук вон плохо умеют взаимодействовать друг с другом. Если первые версии Chrome OS действительно выглядели как браузер Chrome, открытый на полный экран, то теперь его разработчикам пришлось позаимствовать многие концепции из традиционных ОС, добавив окна и панель приложений. Из системы-браузера Chrome OS приходится так или иначе возвращать к привычным парадигмам.
Не радуют и продажи фирменных ноутбуков Chromebook с предустановленной Chrome OS. Единственной более-менее популярной разновидностью стала модель Samsung Series 3, цены на которую начинаются с 280 долларов. Но нередко эти дешёвые компьютеры покупают с тем, чтобы установить один из популярных дистрибутивов Linux на место Chrome OS и использовать Chromebook в качестве запасного рабочего места.
Успехи Android куда заметнее, и именно их перечисляет Ларри Пейдж, сообщая о переводе Энди Рубина в X Lab. Android используют более шестидесяти поставщиков оборудования, и на сегодняшний день активировано более 750 миллионов устройств с этой ОС.
История появления Android тоже куда серьёзнее. Карьера Энди Рубина началась с исследований в области робототехники в немецкой компании Carl Zeiss, затем Рубин работал в в Apple, а потом в General Magic, создавшей в начале девяностых один из самых передовых по тем временам портативных компьютеров (подробности можно найти в статье «Десять предшественников iPad: планшеты от 1968 до 2000»). Опыт, накопленный в General Magic, Рубин использовал при основании собственной компании — Danger, где в начале двухтысячных создали первые телефоны с полноценным веб-браузером. Danger в 2003 году была поглощена Microsoft, и Рубин основал Android — фирму, ставившую своей целью разработать открытую ОС для мобильных телефонов. В 2004 году этой идеей удалось заинтересовать Ларри Пейджа, и в 2005 году Android из стартапа превратился в подразделение Google.
Между Chrome и Android долгое время не было почти никакого взаимодействия; в Android был даже отдельный браузер. Ещё в 2009 году Сергей Брин намекал на то, что постепенно Android и Chrome OS сольются в одну систему, но никаких признаков этого процесса не наблюдалось. Когда в Google выбрали Android в качестве ОС для планшетов, стало ясно, что приоритет за ним, тогда как Chrome OS продолжает существовать на правах эксперимента.
Тем временем производители устройств сами выбирают Android в качестве операционной системы для лёгких ноутбуков и трансформеров. Ничего удивительного: Android куда больше приспособлен для реальной жизни, чем Chrome OS, и у Android есть экосистема приложений.
Какие шаги может предпринять Сандар Пичай, чтобы объединить усилия программистов и улучшить обе системы? Chrome OS и Android основаны на похожих технологиях: в обеих использованы ядро Linux и движок WebKit. Но Chrome OS — куда более традиционный Linux, чем Android: графический интерфейс здесь основан на X Window — архаичной системе, берущей начало ещё из восьмидесятых годов. Chrome OS немало выиграла бы, сменив основу на Android. Это уменьшит и затраты на разработку.
С другой стороны, для Android оказались бы полезными наработки команды Chrome OS. Наряду с приложениями, написанными на Java и работающими в виртуальной машине Dalvik, разработчикам пригодилась бы возможность писать веб-приложения, живущие в системе на общих правах. Реализовать это несложно, и гибриды традиционных ОС с веб-технологиями — сейчас обычное дело. Firefox OS, webOS и даже Windows 8 — яркие примеры такой интеграции. В Google к тому же перешли десятки бывших разработчиков webOS. Кому, как не Google, создать такую систему?
Сейчас руководство компании старается не обещать ничего лишнего и лишь информирует, что Chrome OS и Android в ближайшем будущем не станут единой системой. Однако всё, что сейчас происходит в Google (начиная с реорганизации и дизайнерского переворота и заканчивая закрытием Reader), говорит о том, что компания старается максимально сосредоточить свои усилия, сокращая число продуктов и повышая внимание к их качеству. Сближение Chrome OS и Android как нельзя лучше вписывается в эту политику.