Наша компания Teamo.ру – сервис для создания серьезных отношений, предоставляющий пользователям возможность пройти достаточно объемный тест и, на основе полученных результатов, попробовать подобрать себе спутника жизни. На данный момент (после нашей покупки сервиса Monamour.ru) у нас зарегистрировано более 5,5 миллионов пользователей.
В качестве одной из стратегических миссий мы видим формирование у людей в России позитивного отношения к знакомствам в интернете. Согласитесь, пока в этом отношении у российской аудитории есть некоторый скепсис. Teamo.ру нацелен, в первую очередь, на премиальный сегмент, так что для нас крайне важен поддержание доверия к сервису со стороны пользователя (например, у нас серьезная премодерация, мы предельно внимательно относимся к нерелевантному контенту). И если на Западе, в Европе или США, человек асболютно не удивится, если его друг расскажет ему о знакомстве со своей женой через онлайн-сервис, то у нас эта ситуация пока маловероятна. Вместе с тем, переход процесса завязывания отношений в интернет – вполне закономерное явление. Темп жизни в современных мегаполисах стал настолько высок, что люди, постоянно куда-то торопясь, не всегда располагают временем для походов в кино, рестораны — в целом, для поиска «правильного» человека в качестве второй половинки.
Я рассказываю все это для того, чтобы подчеркнуть: российской интернет-аудитории свойственен не то чтобы консерватизм, но некая потребительская «неопытность» — связано это с тем, что отечественный интернет-рынок все еще находится в стадии формирования. И на это стоит ориентироватся стартапам, продвигающим на рынок интернет-сервисы — будь то уникальные разработки, или проекты-«клоны». Сегодня я бы хотел поделиться с читателями несколькими мыслями на этот счет.
На этой неделе comScore опубликовала отчет State of the Internet in 2012, согласвно которому Россия вышла на третью строчку среди стран Европы по количеству просмотров веб-страниц с мобильных телефонов (21,7% просмотров); в списке выше — лишь Великобритания и Ирландия. В том же отчете содержатся также такие цифры: величина российской интернет-аудитории — 61,3 млн пользователей; средний россиянин проводит в Сети 6,1 часа в день.
Опубликованные данные лишь еще раз подтверждают, насколько активно происходит развитие российской интернет-индустрии. Помимо стремительной интернетизации России, я бы назвал причиной подобной динамики высокотехнологичность отечественного интернет-рынка.
То, что российские IT-компании заявили о себе на международном инновационном рынке (тот же «Яндекс» сегодня практически единственный среди мировых компаний рискует противостоять Google), — очень показательно. И лично я, когда слышу заявления кого-то из коллег о том, что «нет у нас никакого инновационного бизнеса», всегда обращаю внимание столь категоричных людей на IT-сегмент, демонстрирующий в последние несколько лет уверенный рост.
За счет столь высокого технологического уровня IT-процессов в России оказался возможен «бум» интернет-проектов, свидетелями которого все мы являемся сегодня. Крупные IT-холдинги (Яндекс, а также пришедшие в Россию «гиганты» типа Microsoft, Intel) активно способствуют развитию инфраструктуры – и это очень подстегивает инновационное развитие российского интернета и отдельных компаний. Конечно, для нас, Teamo.ру, крайне важно, чтобы дотсуп к интернету имели как можно большее число людей в стране. То же самое касается и расширения зон покрытия 3G и 4G в России – это также очень позитивно сказывается на развитии нашего сервиса, увеличивает емкость нашего рынка.
Думаю, очень показательно, что всего за год Россия поднялась в мировом рейтинге развития IT с 77 на 56 место, а за два года — в рейтинге ООН по реализации концепции электронного правительства с 59 на 27 место. В конце октября прошлого года «Ведомости», со ссылкой на исследования британской компании Point Topic, сообщила о том, что Россия вошла в топ-5 стран мира по числу пользователей фиксированного интернета.
Однако при всем при этом в России пока мало непосредственно компаний, действующих в IT-отрасли. За последние годы рунет превратился из места общения и развлечения немногих в перспективный и быстрорастущий рынок – это не оставляет сомнений, однако компаний, прочно вставших на ноги в этом секторе пока не так много. Скажем, на всей территории Германии зарегистрировано 10 млн. (!) сайтов, в России — всего 1,5 млн., почти в семь раз меньше.
Очевидно, что Россия обладает огромными перспективами развития интернет-технологий, однако без отлаженной работы бизнеса в этой сфере, наш потенциал так и останется нереализованным. Пока идет процесс «раскачки», интернет-стартапы чувствуют интерес к работе на развивающемся рынке, где ты играешь ва-банк (сегодня среди российских онлайн-компаний нет «средних»; все они – либо лидеры рынка, либо — стартапы увлеченных изобретателей). Однако сохранится ли подобный энтузиазм предпринимателей в процессе «взросления» российского интернет-рынка? Это станет ясно в ближайшие годы.