С 1го по 3е марта у меня появилась возможность принять участие в мероприятии Startup Weekend. Эта простая международная концепция, позитивная и отчасти неформальная, без особо строгих правил к условиям проведения и организации, поэтому во многом определяющееся от места проведения.
В силу специфики работы, я регулярно посещаю подобные мероприятия в качестве спикера. Однако, на этот раз, я решила принять участие в качестве участника и поработать в команде над бизнес-идеей. Моя мотивация состояла в том, чтобы посмотреть на мероприятие изнутри, прочуствовать его атмосферу и побывать в очередной раз на месте начинающего предпринимателя. Почему? Отчасти потому, что консультируя своих клиентов, проводящих подобные мероприятия, мне хочется делиться реальным практическим, а не теоретическим опытом. Ведь важно идти по тому пути, о котором говоришь.
Несколько слов о мероприятии. Формат был ориентирован на людей с идеями, которые только думают о создании бизнеса, а не на готовые команды. За исключением спикеров и менторов, в событии приняли участие около семидесяти человек — это те люди, которые должны были работать все выходные над бизнес-концепцией, чтобы представить ее для жюри в четырехминутном выступлении. В пятницу вечером более сорока человек за одну минуту изложили свою идею — или просто обозначили интересное для них направление бизнеса, в котором они хотели бы работать, но не могли найти хорошую идею. По результатам голосования было отобрано тринадцать идей, вокруг которых образовались команды из остальных участников.
Мероприятие проходило в центре высоких технологий города Эйндховена в Нидерландах, который получил свое развитие, прежде всего, благодаря компании Philips. С одной стороны, событие было очень локальным — выступающие, в основном, были сами голландцы, многие — из самого города Эйндховен. Однако, несмотря на это, представителей из других стран также было немало, все сессии проходили на английском языке, включая обсуждения в командах, даже, если из десяти человек в группе кто-то один не знал голландского языка. Средний возраст участников, как я бы определила, — 27 лет. Кроме студентов, здесь были и люди с опытом работы в Philips, и специалисты с двадцатилетним опытом в технологическом предпринимательстве, потерявшие работу из-за кризиса.
Организацию самого мероприятия можно охарактеризовать так: «организаторы не мешали работать командам» — и в этом были свои плюсы, и свои минусы. Место проведения форума и спикеры были выбраны отлично, однако большинство менторов не знали, что делать с командами и, по сути дела, просто были в кафе — на случай,если кто-то хотел пообщаться. Но все они были очень открыты, доброжелательны и действительно стремились помочь. В целом, атмосфера была создана позитивная и творческая. В субботу вечера мой предварительный вывод был такой: Startup Weekend — хороший формат мероприятия для привлечения внимания к предпринимательству, но с точки зрения получения новых знаний и создания бизнеса формат явно стоит доработать.
В воскресение вечером команды презентовали свои идеи для жюри из опытных экспертов, среди которых был и знаменитый ТВ-продюсер, директор центра высоких технологий, менеджер по инновациям Philips Рональд Вольф (Ronald Wolf, Philips Research) и серийные предприниматели. На мой взгляд, половозрастной диверсификации учасьников было явно не достаточно, и это особенно почувствовали две команды, которые представляли проекты, ориентированные на женскую и студенческую группы клиентов.
Две лучшие команды получили предложение на бесплатную аренду офиса на полгода в бизнес-инкубаторе, консалтинг и представление сети бизнес-контактов. Это — к сравнению о строгом отборе и проверке команд для принятия в бизнес-инкубатор на льготной основе, о которых так часто говорят в России.
К собственному удивлению, наша команда стала одним из победителей, так как мы представляли самую маленькую по составу группу, полностью состоящую из иностранцев. Теперь перед нами стоит позитивная проблема — что делать с призом. Однако, еще до того, как жюри выбрало нас, мы решили инвестировать несколько часов своего времени в ближайшие недели, чтобы проработать идею дальше. Несмотря на весь мой скепсис к происходящему в первый день Startup Weekend, почти все проинтервьированные мной в воскресение команды собирались продолжать совместную работу. Одна из команд ответила просто, что в следующую пятницу они будут регистрировать фирму. Недавно Нидерланды изменили процедуру регистрации обществ с ограниченной ответственностью; теперь эта процедура занимает официально один день (!), после того, как у учредителей появляется счет в банке и налоговая карта; минимальный уставной капитал, кстати, — одно евро, по сравнению с требуемой ранее суммой в 18 тыс. евро.
Как мы выиграли? На мой взгляд, причина состоит не в самой идее, а в том, как мы ее донесли до аудитории. Мы хорошо проработали бизнес-составляющую, осветили в четырех минутах много аспектов и конечно не забыли о презентации самой команды. Среди участников были более амбициозные и интересные идеи, чем наши, но они были либо очень далеки от бизнеса, либо были просто не понятны после презентации. У меня появилась еще раз возможность убедиться в важности правильного изложения информации и, конечно, было приятно проверить свои силы.
И в заключение несколько слов о Нидерладнах, как о месте для ведения бизнеса и инновационной системе. Безусловно страна является одним из лидеров в сфере высоких технологий, развитости экономики и доли экспорта, так в прошлом году Мировой экономический форум присвоил Нидерландам пятое место в рейтинге по конкурентоспособности экономики.
Однако, по ряду инновационных показателей Нидерланды обходят европейских коллег: так, например, доля НИОКР в ВВП Нидердандов составляет 1,8%, для сравнения, в Финляндии — 3,8%; относительна низка доля малого и среднего бизнеса в инновационном развитии и, в особенности, в инвестициях в разработки. По комфортности ведения бизнеса Нидерланды находятся ниже среднего уровня экономически развитых стран. Но, безусловно, преимуществом Нидерландов является высокий уровень интегрированности страны в международный бизнес и большой пул квалифицированной рабочей силы со знанием иностранных языков, что делает Нидерланды привлекательным для иностранных, в частности, американских компаний.