Bitcoin — замечательный платёжный инструмент, одним махом снимающий все основные страхи, связанные с цифровыми деньгами. Те из вас, кому доводилось пользоваться «классическими» виртуальными валютами (вроде Вебмани, PayPal или Яндекс.Денег) в своём бизнесе, прекрасно понимают, о чём я: никто и никогда не обяжет вас платить комиссию, не «заморозит» кошелёк, не потребует объясниться за поступившие средства. А потому мне всегда казалось злой насмешкой, что большинство обозревателей делали и делают акцент не на независимости этой системы от капризов компаний и правительств, а лишь на том, сколько дают за один биткойн в данный момент рублей, долларов, юаней. Без малого два года следя за эволюцией Bitcoin, в своих рассказах здесь и в Национальной Деловой Сети я старался обходить тему обменного курса стороной, как вопрос второстепенный. Но сегодня тоже хочу пуститься во все тяжкие. И спросить вас и себя: сколько должен стоить один биткойн?
Десять, сто, двести долларов? Убедитесь, что сидите, что реквизиты вашего BTC-кошелька надёжно спрятаны и что у вас достаточно терпения. Потому что всё говорит в пользу того, что за биткойн будут давать минимум шестизначные суммы в долларовом исчислении. А если повезёт, то и больше.
Обойти тему обменного курса трудно, если актив за год поднимается в цене с единиц долларов за штуку до 250 (на прошлой неделе за 1 BTC давали более 250 долларов США). Однако «аналитики», пытающиеся нащупать ценовой потолок (часто даже не понимая принципов работы этой системы), подходят к делу с наивностью восьмиклассника. Примерный алгоритм, по которому написаны четыре из пяти англоязычных поп-материалов, посвящённых Bitcoin, таков. Прежде всего, скажите, что за Биткойном ничего материального не стоит — ничего, что имело бы реальную ценность в обычном мире: это не нефть, не ценный металл, не пшеница. Ноль, фикция, выдумка анонимного программера — вот что такое Биткойн. И программист этот (имеется в виду Сатоши Накамото, автор теоретической работы и первой программной реализации Bitcoin), очевидно, действовал с умыслом, поскольку жёстко ограничил максимальное количество денежных единиц в обращении и сделал процесс добычи новых биткойнов усложняющимся со временем.
Войдя в систему первым, он, естественно, накопил солидную сумму на своих кошельках, и теперь ему остаётся лишь дождаться, пока публика начнёт сходить с ума, загоняя обменный курс в небо, после чего сбыть накопленное с профитом. В самом деле, учитывая, что на данный момент в обращении имеется около 11 миллионов BTC, а за один биткойн недавно давали около 250 долларов, вся система Bitcoin, получается, стоила под три миллиарда долларов США. Выходит, Сатоши, которому наверняка принадлежат хотя бы несколько процентов от общего объёма биткойн-массы, — давно уже мультимиллионер. А что если биткойн вырастет до 300? 400? Кто-то даже рискует утверждать — до тысячи долларов!
Главная проблема таких оценок в том, что все они построены на изначально неверном постулате. Хотите видеть везде заговор, волосатую руку, управляющую миром? Бога ради! Желаете думать, что Сатоши — наследник Понци и Мавроди? Пожалуйста, я не стану вас разубеждать. Держите всё это в своей голове, но попробуйте поставить на первое место другое: Bitcoin — платёжный инструмент, равных которому по функционалу и надёжности не было и нет. И вот этот «шаг в сторону» даст парадоксальный эффект: появится точка, на которую можно опереться, чтобы прикинуть будущую цену биткойнов в долларах, юанях или рублях, как вам больше нравится. Так давайте же сделаем это вместе, тем более что математика здесь очень простая.
Всё сводится к двум числам. Первое из них — 21 миллион. Это максимальное количество биткойнов в обращении. Достигнуто оно, правда, будет только к 2140 году («добыча» ведётся плавно убывающими темпами, и на сегодня добыто чуть больше половины этого объёма), но мы давайте будем считать, что на руках у пользователей уже находится весь 21 миллион BTC-единиц. Так даже лучше, потому что наша оценка обменного курса получится заниженной.
Второе число — суммарный объём рынков, на которых Bitcoin может найти применение. Теоретически, любая операция, предполагающая перевод средств из одного кармана в другой, может быть проведена с помощью биткойнов. Не будем слишком наглеть и предположим пока, что новой валютой заинтересуется только интернет-бизнес. Ежегодно (в масштабах планеты) совершается интернет-продаж на сумму свыше одного триллиона долларов (IMRG даёт на текущий год прогноз в 1,25 трлн.). Предположим, что вся денежная активность здесь вместо национальных валют ведётся в биткойнах. На то есть масса хороших причин: биткойны универсальны для всех стран, анонимны, работа с ними дёшева (в частности, отсутствует комиссия за работу с пластиковыми картами). Итак, сколько будет стоить 1 BTC в таком случае? Поделив второе на первое, получаем 59 тысяч долларов за один биткойн (неудобств в обращении это не вызовет: 1 BTC делится на сто миллионов «бит-центов», ещё называемых «сатошами»).
Конечно, можно возразить, что вся интернет-торговля на криптовалюту Накамото не перейдёт, но ведь и добыто пока всего только 11 миллионов биткойнов, а фактически в обращении находится лишь незначительная их часть (оценки разнятся, но в общем считается, что для расчётов используются лишь несколько процентов от общей биткойн-массы). Кроме того, е-коммерция — капля в море денежных транзакций. Если Bitcoin заинтересует оффлайновую розничную торговлю (лично я вижу потенциал как минимум для мелких торговцев, которым невыгодно связываться с карточными платежами), объём потенциального рынка сразу вырастает в два-три раза. Можно смотреть ещё выше: оттянув на себя часть общей финансовой активности, связанной с долларами США, Bitcoin сможет претендовать на рынок в 10 триллионов, а захватив другие валюты — в десятки триллионов долларов. Вот так и получается, что за один BTC будут давать до миллиона долларов.
Таким образом, задаваться вопросом «сколько» нет практического смысла: даже несколько биткойнов, полученных вами случайно, могут сделать вас богатым человеком. Просто наберитесь терпения. Конечно, дикие скачки обменного курса, что мы наблюдали в последние дни — рост за 250 долларов, падение к 50 и ретрейс к сотне, захватывают дух. Может быть, это следствие нервных переживаний ранних инвесторов. А может быть, кто-то вложился в биткойны по-крупному (говорят, в оффшорах уже создаются хедж-фонды, инвестирующие в Bitcoin) и теперь манипулирует курсом. Важно, что сути Bitcoin это не меняет: криптовалюта Сатоши Накамото по-прежнему остаётся уникальным инструментом для денежных расчётов. Так что если вы держите биткойны как инвестицию, не смотрите на обменный курс, пожалейте свои нервы. Смотрите на то, как активно биткойны используются.
Теоретики уже заявили, что дефляционная натура биткойнов (в смысле, потенциал к постоянному удорожанию из-за невозможности «напечатать» свыше 21 миллиона BTC) и крутые скачки курса делают её непригодной для бизнеса. Что ж, им стоит открыть глаза и оглянуться. Никто из крупных продавцов, торгующих за биткойны, не прекратил работать даже на прошлой неделе — ну или по крайней мере об этом ничего не было слышно. Подпольный маркет SilkRoad процветает. BitCoinStore продолжает работу. Интернациональный IJustWannaBuy только что распахнул двери. Да, неудобно, что цена мечется из стороны в сторону, но нужно лишь постараться её быстро зафиксировать (к примеру, переведя полученные от покупателя биткойны в доллары или рубли). Да и вообще, такие «качели» — редкость: большую часть времени курс Bitcoin стабилен.
Так что если вы и правда смотрите на Bitcoin как на инвестицию, относитесь спокойно к той суете, что творится сейчас в прессе и на форумах. Пусть курс прыгает и валится на десятки процентов. Пусть журналисты перемывают косточки случайным биткойн-миллионерам, пусть строят догадки, стоит ли за очередным переломом цены толпа или крупные спекулянты. Чем больше шума, тем лучше: как и у любого актива на свободном рынке, с ростом числа участников падает волатильность (меньше колебания цены) и растёт ликвидность (легче сбыть с рук энную сумму). Начинайте волноваться, когда публика потеряет к Bitcoin интерес.