Какие-то удивительные новости доставляет в последнее время информационная лента: читаешь и не знаешь, как нужно реагировать — смеяться или плакать? А главное: ускальзывает смысл событий! Банально не понимаешь, чего люди добиваются, что хотят, какие цели преследуют…
На прошлой неделе в Арбитражном суде Москвы состоялось первое заседание по иску солидной вроде организации — «Российских железных дорог» (РЖД) к компании Apple. Да-да, вы не ослышались! РЖД хотят получить от Apple 2 миллиона рублей. То ли в качестве возмещения ущерба, то ли — моральной компенсации — я, признаться, так и не понял.
Суть дела такова. Алексей Сироткин написал программу — «РЖД Тариф», которую можно купить в App Store за 199 рублей. Программа эта узкоспециализированная и предназначена для информирования предпринимателей о стоимости железнодорожных грузоперевозок: вводите станцию отправления и назначения, наименование и массу груза, тип вагона, а «РЖД Тариф» выдает вам сведения о тарифном расстоянии по указанной перевозке, сроке доставки груза и стоимости удовольствия, даже с указанием НДС.
Красиво и со вкусом. А главное, должно быть, очень полезно для самой конторы — «Российских железных дорог», чьи услуги Алексей Сироткин даже не рекламирует, а подводит за руку к потенциальному потребителю. РЖД, однако, не обрадовались. Знаете, почему? Потому что для иконки программы использовался логотип РЖД! Очень неповторимый, оригинальный и хорошо известный публике — вот этот:
Иск в суд РЖД отправили еще в середине января 2013 года. Сделано было это очень тихо и неприметно — важное, кстати, обстоятельство, отметающее (вроде бы) обвинение железнодорожников в желании поживиться на дешевом пиаре.
Российское представительство Apple узнало (вроде бы) об иске из новостей, хотя РЖД и обращались (вроде бы) предварительно к Apple с требованием удалить приложение из App Store, но Apple (вроде бы) никак не отреагировал.
После регистрации иска в суде Apple приложение Алексея Сироткина из App Store, разумеется, незамедлительно выкинул. Алексей Сироткин оценил ситуацию правильно: название поменял с «РЖД Тариф» на «ЖД Тариф», а логотип перерисовал, после чего Apple вернул приложение в свой магазин.
Казалось бы: инцидент исчерпан. Ан нет: «Российские железные дороги» решили-таки идти до победного конца и наказать преступника длинным рублем. А кто у нас тут преступник? Конечно же, Apple! Тщетно Надкусан пытался (вроде бы) объяснить РЖД, что с него взятки гладки и наезжать надо на Алексея Сироткина, непосредственного разработчика «РЖД Тарифа» (классическая, кстати, позиция Apple во всех стрёмных жизненных ситуациях!), — российские железнодорожные люди оставались неумолимы, стремясь прижучить судом именно высокомерных купертиновцев, а не программиста.
Почему тогда всё так принципиально? Позицию РЖД теоретически можно, конечно, списать на меркантилизм (ну откуда у программиста 2 миллиона рублей? другое дело — Apple!), но мне этот подход кажется примитивным. Для РЖД (равно как и Apple, разумеется) подобная сумма денег не различима даже под микроскопом. Вопрос, как я уже сказал, и в самом деле стоит в принципе.
РЖД считает, что Apple должен отвечать за все приложения, какие только размещены в App Store по той простой причине, что Apple — в ответе за тех, кого приручил. В прямом смысле слова. То есть, если бы речь шла о магазине Google Play, то ни до какого суда дело бы никогда не дошло. Почему? Потому что с Google взятки гладки. Магазин приложений Google — это мусорный отстойник, в котором выставляются наряду с замечательными и достойными программами и убогие поделки, и зловредные трояны-вымогатели, и вообще псевдо-софт.
Причина — на поверхности: как недавно поделился со мной на Твиттере наболевшим один из программистов, создающих софт для Android, Google на разработчиков, равно как и на пользователей, наплевать с высоченной колокольни. Google интересует и волнует только реклама и ничего, кроме рекламы. Google в страшном сне не был ответственен за тех, кого приручил, — в первую голову потому, что он никогда никого не приручал!
Другое дело Apple. Попасть в App Store — что подвиг совершить! Столько препон, столько условностей, столько добровольно наложенных на самого себя обязательств, столько отказов от любых прав и заочных признаний в собственной вине, что сто раз подумаешь прежде, чем решиться на такое унижение. С другой стороны, App Store — место ну оооочень хлебное. Не чета Google Play. Потому-то мы и наблюдаем такое обилие замечательного разнообразного высококлассного софта в магазине тоталитарного папаши Надкусана.
Вернемся, однако, к РЖД. Чего же добивается российская компания от своего судебного иска к Apple? Официально всё звучит красиво: «Речь идет об использовании товарного знака ОАО «РЖД» в онлайн магазине App Store путем размещения изображения» (зацените волапюк!) И далее: «Компания и в дальнейшем намерена защищать свою интеллектуальную собственность, тем более что решением Федеральной службы по интеллектуальной собственности указанный товарный знак признан общеизвестным на территории Российской Федерации».
Мне в последней формулировке очень импонирует констатация общеизвестности и признания решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности. То есть, то обстоятельство, что никто из живых жителей страны логотип не узнает (и вообще в глаза не видел), роли для статуса общеизвестности не играет. Главное, что государство сказало, значит так оно и есть.
Всё это, впрочем, пустая казуистика. Реальность такова, что РЖД не хочет вести никаких переговоров и готовы идти до конца. То есть — до 2 миллионов рублей. По крайней мере, такой вывод я сделал после прочтения отчета о первом заседании Арбитражного суда, которое состоялось 22 мая. Apple заявил, что РЖД злоупотребили правом на обращение в суд, «поскольку само нарушение прав РЖД было устранено на следующий же день после того, как о факте нарушения стало известно Apple».
Кроме того, на сайте Надкусана есть специальный формуляр для доносов, который можно заполнить, и приложение тут же вылетит из магазина. О том, как этот механизм замечательно действует, мы узнали минувшей зимой, когда Литрес выкинула из App Store популярные читалки только за то, что те посмели встроить линк на Либрусек и Флибусту («Буревестник Литрес, или Уроки катабазиса: от метафоры с булкой к гражданской войне«).
Разговор про формуляр на РЖД эффекта не произвел, и истец остался непреклонен: виновен — отвечай! Тогда Apple, видимо, вспомнив о великой школе американского юризма, прибегл к «крайним мерам» — заявил о том, что иск пробили вообще не в кассу: магазин App Store принадлежит не Apple Inc., а iTunes S.a.r.l. из Люксембурга. А значит: будьте любезны, все переделывайте.
Пользуясь замешательством, судья Рамзия Хатыпова предложила, было, вариант с мирным урегулированием спора. В противном случае нужно будет тащить в суд люксембургского кого-то, а это, как минимум, еще на полгода. На что истец заявил, что никуда не спешит.
На том и порешили: рассмотрение дела отложили аж до 26 ноября.
И все же меня не оставляют недоуменки: чего добиваются РЖД? Зачем и кому нужен этот спектакль? Версия с жадностью и 2 миллионами (сумма, кстати, равняется двойному размеру лицензии на право использования логотипа РЖД) несерьезна. Есть еще вариант: РЖД банально пытаются устранить конкурента. Оказывается, у компании есть собственное приложение в App Store, которое по функционалу пересекается с «РЖД Тарифом» Сироткина, — называется очень элегантно: «ЖД билеты — расписание и покупка железнодорожных билетов на поезд». На иконке приложения, разумеется, во всей красе изображен бесценный логотип:
Хуже «фирменная» программа сироткинской или лучше — понятия не имею, потому как не пользовался и не планирую ни одной, ни другой. Однако в контексте нашего разговора это сравнение значения не имеет, ибо никак не соотносится с гипотетической борьбой РЖД с конкурентами. При чем тут иск к Apple? Сироткин поменял иконку и преспокойно продолжает продавать свое детище. Что, РЖД не предвидели подобного варианта? Разумеется, предвидели. Но иск на Apple подали. Зачем?
Моя версия — если уж не самая правдоподобная, то по крайней мере забавная (а ничего большего в столь смехотворной коллизии и желать нельзя): РЖД не дают покоя лавры коллег из Швейцарии! Им тоже хочется продемонстрировать всему свету, какие они принципиальные и решительные! Да и по срокам всё замечательно срастается: не далее как в ноябре 2012 года Швейцарские федеральные железные дороги (Schweizerische Bundesbahnen) приговорили Apple — шутка сказать! — на 21 миллион долларов за то, что купертиновские неумёхи использовали в собственном часовом приложении изображение циферблата, который считается символом Schweizerische Bundesbahnen да и вообще всей Швейцарии.
Слева — часы Apple, справа — часы швейцарских железных дорог, придуманные Гансом Хильфикером в 1940 году.
Правда, приходится признать, что швейцарским коллегам РЖД с криминальным инцидентом повезло больше: стоило им только пригрозить Apple судебным иском, как Apple тут же (через две недели) согласился лицензировать картинку. За 21 миллион долларов.
Разумеется, демарш РЖД на фоне прецедента смотрится пародией, тем более при сопоставлении цифр компенсации, но что-то мне подсказывает, что корпоративная солидарность — главный мотив для судебного телодвижения. И в самом деле: мы что, рыжие?! Им, значит, можно Надкусан доить, а нам не по Сеньке?!