Сутки назад была поставлена точка в беспрецедентных даже по нынешним сумасшедшим временам (вспомните Tumblr, Instagram) торгах: израильский стартап Waze отказал компании Facebook. Но удивителен здесь не контраст размеров (в Waze меньше ста сотрудников и — считая честно — всего года два опыта), не цена (Waze просила миллиард. Долларов), и даже не причина отказа (деньги для Цукерберга не проблема, но ребятам из Waze якобы не хотелось переезжать в Кремниевую долину, на чём Facebook настаивала). Удивительна очередь покупателей, которая выстроилась у дверей этой компании за последние месяцы. Чтоб ничего не пропустить: первой, по слухам, «подкатила» Apple с 500 миллионами, потом была Facebook, а параллельно свой бид вроде бы выставила ещё и Google. Но чем же таким фантастически важным занимается Waze, если гиганты ИТ-бизнеса буквально рвут её на части?
Главный продукт Waze — одноимённое краудсорсинг-навигационное приложение (есть и Android-, и iOS-версия). Предназначается оно в первую очередь для автовладельцев, но, вообще говоря, ничто не мешает пользоваться им и велотуристам, и даже пешеходам. Алгоритм обычный: запускаете программу, выставляете конечную точку, получаете несколько маршрутов на выбор — и можете отправляться. Фишка в том, что если в дороге вы натыкаетесь на какой-нибудь приятный или неприятный сюрприз — дешёвую заправку, хорошее кафе, но, может быть, и яму, засаду ДПС, ремонт трассы, да что угодно ещё, что будет интересно тому, кто проедет здесь после вас, вы можете отметить объект на карте, прямо со своего смартфона. И он на карте сразу же появится! И, конечно, вы видите объекты, отмеченные другими пользователями Waze, а наиболее важные из них (пробки, ремонт и т.п.) уже автоматически учтены при прокладке маршрута.
Социальный крен Waze настолько силён, что на её картах содержится больше информации, предоставленной рядовыми пользователями, нежели заимствованной из справочников. Вместе с тем сбор таких сведений реализован очень естественно: на отметку дорожных «достопримечательностей» уходит всего секунда; пользователи трудятся отчасти ради простого удовольствия помощи ближнему, отчасти из желания заработать баллы и таким образом получить больше функций (баллы начисляются за километраж, отметки, проезд по некоторым местам). А тесная связь с популярными соцсетями (Facebook и др.), оригинальные коммуникационные возможности (вроде общения с друзьями прямо на карте) только добавляют Waze удобства и неповторимой прелести.
Разработчики Waze, в свою очередь, коллекционируют каждый бит, прямо или косвенно (скорость движения, GPS-координаты и т.п.) предоставленный пользователями. Вот почему здесь такие необычные карты: компания не покупает картографическую информацию у поставщиков, а сама рисует их по полученным от собственных клиентов сведениям. Это не всегда хорошо, потому что в малонаселённой местности или в странах, где Waze не особенно популярен, карта дорог оставляет желать лучшего. В России, скажем, порой невозможно проложить маршрут даже между крупными населёнными пунктами. Но там, где пользовательское сообщество сильно, социальный подход окупается: по точности и оперативности дорожной информации с Waze не может конкурировать никто.
И преимущества «социальной картографии» не ограничены реальным временем. Некоторые эксперты считают её единственно правильной, предполагая, что традиционная модель составления карт (образно говоря, перенос сведений из справочников) скоро зайдёт в тупик: размеры баз данных растут, и чем дальше, тем сложней чистить в них ошибки (ведь что-то постоянно устаревает). Waze от этой болячки в значительной степени избавлена: здесь есть миллионы желающих подкорректировать дорожную информацию, и поступающая от клиентов информация является приоритетной. Так что не стоит удивляться, что, поначалу развивая приложение и базу данных под свободными или близкими к тому лицензиями, Waze на сегодняшний день все свои наработки и накопления «закрыла». И начала неспешный поиск покупателя.
Каждым из тех, кто стоял или стоит «в очереди» на приобретение Waze, движут свои причины. Apple, страдающая от сырости собственного навигационного движка (см. «Как карта ляжет»), скрестив его с Waze, могла бы махом выскочить на новый уровень качества. Facebook вообще пока что не имеет своего навигатора — и не скрывает, что считает это упущением; Цукерберг и Ко. не стесняются изобретать колесо и, если надо, пишут собственные варианты популярных веб-сервисов, но, купив Waze, могли бы сэкономить, по крайней мере, время. Наконец, Google в лице Waze получила бы хорошую добавку к своему навигационному решению, но вообще-то аналитики считают, что она вмешалась в торг главным образом из-за опасения, что перспективный продукт достанется конкурентам.
Что ж, Facebook теперь, вероятно, удовольствуется каким-нибудь дешёвым социально-навигационным стартапом. А история Waze не завершена. Предполагается, что в ближайшее время торги могут разгореться с новой силой и новыми участниками. Явно не оставила надежды купить израильтян Google, подозревают в желании прибрать малыша к рукам Microsoft (уже владеющую долей в Waze как ранний инвестор). Увы, реальность жестока: Waze нуждается в деньгах, чтобы содержать свой агрессивно растущий сервис.
Если два года назад у неё было всего семь миллионов пользователей, сегодня их насчитывается сорок семь. Идей относительно того, как монетизировать такую аудиторию, масса, но пока что Waze только осторожно эксплуатирует привязанную к точкам на местности рекламу: припарковались — вам предложат зайти в ближайший Starbucks. Однако уже к зиме реклама в программе станет навязчивой, потому что влитые инвесторами средства (в общей сложности больше 50 млн долл.) заканчиваются, а нагрузка на серверы продолжает расти.
Впрочем, даже если Waze приберёт к рукам какой-нибудь гигант и растворит в себе без остатка, израильский стартап останется в памяти интернет-бизнеса уже благодаря тому, что живым примером проиллюстрировал замечательный факт: рядом с гигантами всегда найдётся место для мелких игроков без миллиардных бюджетов. Нужна только хорошая идея.